Отдых в Индии
Отдых в Индии
В какой-то момент каждый из нас начинает задумываться о смысле жизни, о своем повседневном бытие, и в этот момент у многих возникает желание посетить другие уголки нашей планеты, посмотреть, как живут люди в других странах, соприкоснуться с их культурой и набраться всевозможных впечатлений. Других тянет в дальнюю дорогу душевная потребность, желание приобщиться к святым местам – таких людей называют паломниками. Страны Азии для россиян в данном случае подходят как нельзя лучше, и одна из таких стран – это отдых в Индии.
Индия – страна резких контрастов. Здесь живут как очень богатые люди, так и очень бедные. Однако индийская нищета несколько отличается от европейского представления. Индусы в общей своей массе не заостряют особо внимание на наличии или отсутствии денег. Они не привыкли связывать понятие «богатство» с понятием «счастье». Для них это абсолютно разные вещи. Кому-то покажется странным, но бедные индусы абсолютно не чувствуют себя несчастными. Их философия жизни резонно отличается от европейской. Они строго придерживаются главного постулата буддизма – желание порождает страдание, то есть это следует буквально понимать так, что богатый человек становится рабом своего состояния и страдает от этого, поэтому надо довольствоваться тем, что дает всевышний, и будешь счастлив.
У богатых индусов не принято выставлять свое богатство напоказ. В доме достаточно состоятельных людей
обстановка довольно простая, питаются они без всяких изысков, и даже вместо тарелок используют пальмовые листья, как и бедняки. Даже люди, находящиеся на государственном посту, видят смысл своей работы именно в служении народу, а не в том, чтобы нахамить и наворовать побольше казенных денег. Но факт остается фактом – то обстоятельство, что у власти в Индии стоят немеркантильные чиновники, не способствует ее выходу из ряда беднейших стран.
В Индии, как в любой другой более-менее приобщенной к цивилизации стране, немало небоскребов, но поражает то, что, образно выражаясь, через квартал от этих высоток могут располагаться захудалые трущобы с хижинами, построенными из бамбукового тростника, тряпок, рогожи, картонных коробок. В них живут, как правило, сельские жители, пришедшие в город за лучшей долей. Они перебиваются случайными заработками, ходят в рваных обносках, которые с трудом можно назвать одеждой. В трущобах царит полная антисанитария: жители не моются, частенько разбрасывают мусор возле своего жилища и т. п. Все это в купе с жарким климатом приводит к возникновению различных заболеваний и смертям. Особенно часто умирают дети и старики.
Но и здесь не обошлось без парадокса. Над крышами хижин видны телевизионные антенны, и даже спутниковые тарелки. Дело в том, что эти бедные люди, не доедающие и не имеющие пристойной одежды, с трудом зарабатывающие деньги и не имеющие стабильного дохода, не экономят на бытовой технике. Они покупают, как правило, телевизор или компьютер, потому что холодильник им без надобности (в нем нечего хранить), а пылесос тем более. И надо сказать, они приобретают достаточно качественную и недешевую оргтехнику, и это при том, что им еще надо кормить кучу детей и ежемесячно платить дань местной мафии за свою спокойную жизнь. Стоит хотя бы немного просрочить с оплатой, как дом семьи будет разрушен, а имущество разграблено. Обратиться за защитой в полицию этим людям и в голову не приходит. Бедняки не доверяют властным структурам разного рода и опасаются еще большей мести со стороны мафиози. Вероятнее всего, это происходит из-за отсутствия элементарного образования, может быть, поэтому они даже не обращаются за медицинской помощью. Европейским умом понять и адекватно осмыслить подобную ситуацию вряд ли получится.
Тут же рядом нетрудно будет обнаружить и рынок. Кто-то на нем имеет свое определенное место, на котором выкладывает товар, другие носят весь свой ассортимент на себе. Следует заметить, что и у тех, и у других очень высокие цены, поэтому здесь, как и на любом другом азиатском базаре, надо торговаться, притом торговаться «по-крупному».
Индийские касты
В Индии можно увидеть людей как со слегка смуглой кожей, так и с очень темной, почти как у африканцев. А дело в том, что в этой стране народ разделяется на касты, и чем выше каста, тем светлее кожа и волосы у индуса, а чем ниже – тем он темнее. Система каст в Индии называется «чатурварнья» — система четырех варн.
Вершину «чатурварнья» составляет каста брахманов, то есть священнослужителей. Далее следует каста кшатрий, представители которой считаются воинами, поэтому они часто служат в полиции, пограничном контроле и т. д. Затем идет каста вайша – каста торговцев и купцов. Замыкает пирамиду «чатурварнья» каста шудр, то есть слуг. Можно провести аналогию с нашими кавказскими народностями, но в Индии все не так просто. Принадлежность к той или иной касте еще не гарантирует, что, скажем, брахман обладает большей властью, чем кшатрий, или должен быть более богат, чем вайша. Чтобы более наглядно это понять, рассмотрим такой пример. В российской церкви на причастии священнику целуют руку и политики, и крупные бизнесмены, но может ли он с ними сравниться в богатстве и влиянии?
В каждой варне насчитывается несколько подкаст. Из этой системы исключаются лишь так называемые «неприкасаемые», а именно люди, занимающиеся в понятии индуизма грязной работой: уборкой нечистот, свежеванием падали и т. п. Считалось, что соприкоснуться с ними — значит измазать себя грязью. Сейчас таких людей называют «хариджан», то есть «божье дитя». Такое название ввел Раджиф Ганди, который боролся за права униженных и обездоленных. В настоящее время в государстве существует целый ряд законов, защищающих данный слой населения, поэтому «хариджаны» давно не чувствуют себя угнетенными.
В современной Индии совсем необязательно, чтобы все брахманы служили при храмах, а все «хариджаны» чистили общественные туалеты. Гражданский кодекс Индии гарантирует всем своим гражданам равные права и свободы. Даже считается проявлением высшей степени невежества спрашивать у образованного и цивилизованного гражданина Индии, к какой касте принадлежит он или кто-то другой.
У индийцев нет фамилии в нашем понимании, но есть «джати», которое указывает не только касту, к которой принадлежали предки данного человека, но и в каком краю страны они проживали. Сведущий человек лишь на основании «джати» может точно сказать, что родословная данного гражданина ведет свое начало из того-то города в таком-то штате, а предки его занимались тем-то.
Однако в современной Индии и представители самых высших каст могут проживать в трущобах, и «хариджаны» занимать государственные посты. Единственное различие в том, что верхушка «чатурварны» хоть и говорит на хинди, но сдабривает его большим количеством английских слов и выражений, четко проговаривая букву «р». Кстати, английский язык является вторым государственным в Индии. И еще: джати кшатрий изобилуют подчеркнуто-рычащей буквой «р» (например, Чопра, Каравар), что придает им энергичность и мужественность звучания.
Познавая себя, вы познаете мир).
Путешествие по Индии – это не только возможность прикоснуться к загадочной и многообразной культуре одного из древнейших народов, но и повод попытаться вникнуть в суть буддизма. В буддизме в первую очередь, впрочем, как и во многих других религиозных течениях, утверждается постулат «не твори зло другому, если не хочешь, чтобы оно пришло к тебе».
Подавляющее большинство индусов очень религиозны. Нередко можно наблюдать такую картину. Где-нибудь на рынке или даже возле административного здания стоит изображение или фигура какого-нибудь божества, коих в Индии немало, и возле него курятся благовония. Рядом стоит человек и напевает религиозные мантры. Некоторые из торопящихся по своим делам людей подходят к этому месту, скидывают обувь и покорно замирают, склонив голову и сложив руки. Священнослужитель окуривает их ароматическими палочками, затем наливает в сложенные лодочкой ладони молоко. Выпив его и бросив на тарелку возле божества пару-тройку монет, люди спешно обуваются и снова торопятся по своим делам. Такую картину можно наблюдать и в подземных переходах, и на вокзале, и в других местах.
В Индии много ашрамов – мест духовных практик, то есть храмов, монастырей, святых источников и т. д. Давно известно, что храмы, в том числе и христианские, строились в местах, на которые указывали провидцы, например как Серафим Саровский, и душевное состояние там чувствуется действительно по-иному. Какое-то чувство святости излучают буддийские монастыри и тантрические места. В понятие «тантра» индусы вкладывают особый смысл, характеризующий состояние единения с богом через любовь, то есть божественное совершенство души достигается через любовь к ближнему.
Потрясает красота индийских храмов. Особенно сильное впечатление производит храм в виде белоснежного лотоса, который по замыслу архитектора должен символизировать единство всех религий. Великолепный тантрический монастырь в Шабролинке, старинный храм Шивы, омолаживающие источники, куда стекаются толпы паломников и йогов. Несколько дней йоги живут в маленькой пещерке, купаются в источнике, молятся, а паломники по желанию могут приносить им еду. В Индии это очень распространено. В таких местах даже самый последний нищий не останется голодным. В любом монастыре или храме всегда накрыты столы для посетителей, и абсолютно неважно, бедный вы или богатый. Отказываться от трапезы нельзя, если вас к ней пригласили, — это очень оскорбляет служителей храма. В течение трех дней паломники могут бесплатно жить в монастыре, им предоставляется и жилье, и питание.
Входить в храм не запрещается никому. Человек любой национальности, пола, вероисповедания может присутствовать на богослужении. Никто не скажет вам «в таком виде сюда нельзя», как это часто случается в других храмах мира. Единственное, вас попросят снять обувь, потому что считается неуважительно к богу присутствовать в святых местах обутым. А так, любовь к людям, проявление терпимости к разным взглядам свойственны не только священнослужителям, но и простым гражданам. При общении с монахами во время покупок благовоний и ритуальных предметов просто на физическом уровне ощущается тепло, исходящее от их дружелюбных взглядов, улыбок, готовности помочь. Главное для этих людей – поделиться с другими всем, что они имеют и чем живут. Многие из них неплохо владеют английским языком, но и без этого с ними легко и просто изъясняться.
Многие индийские храмы находятся под патронатом сикхов – индийских бизнесменов. Бедных среди таких людей нет, но живут они довольно скромно. Бесплатное пребывание и кормление в храмах – это как раз заслуга сикхов, выделяющих храму немалые суммы. И пожертвования сикхов, и приношения верующих принадлежат храму и идут паломникам. Храмовые служители любого ранга лишь могут рассчитывать на скромное вознаграждение за свою работу.
Благочестивые люди считают своим долгом совершить хотя бы раз в жизни паломничество к святым местам, таким как храм в Варанаси, река Ганг, следы ног бога Вишну. Паломник постится в течение нескольких дней, отказывается от мирских радостей, не носит европейского костюма, не бреется. Одно из самых священных мест – пещера Падмасамбхава, человека, который принес буддизм на индийскую землю. Эта пещера расположена на севере страны высоко в горах, в ней этот человек когда-то жил и медитировал. Каждый, кто туда попадает, чувствует сильную энергетику этого места, испытывает необыкновенную легкость, благодать и радость.
Корова – священное животное
Удивляет то, что в самом центре Дели – столицы Индии – абсолютно вольготно ходят бродячие коровы, и это наблюдается в городах по всей стране. Ходят они не спеша и как придется, частенько нарушая правила дорожного движения и оставляя за собой «коровьи лепехи». Но никто не осмелится замахнуться на животное, если даже оно стоит на пути. Корова в Индии – животное священное и неприкосновенное. Молодые буренки пасутся на пастбищах, их доят, а когда они стареют и перестают давать молоко, их выводят из стада и отпускают. Свободные, они устремляются в город, где ходят по улицам и кормятся с помоек.
Кроме коров, в Индии чтят змей, которых нельзя убывать, даже если они вас укусят. Под запретом и лов рыбы из озера Ривалфар. По индийской легенде водоем явился плодом медитации Падмасамбхава, поэтому все, что с ним связано, априори священно. На побережье озера множество монастырей и храмов, есть заповедники, купаться же в озере нельзя. Несмотря на запрет, находятся смельчаки, которые в то время, пока монахи спят, делают заплывы. Вода в Ривалфаре считается такой же божественной, как и в реке Ганг, где ежедневно стремятся провести омовение тысячи людей.
Озеро кишит огромными карпами, достигающими 70 см длиной, от их чешуи оно сверкает на солнце как зеркало. Для кормления их на берегу замешивают лепешки и кидают в озеро, где карпы рвут их буквально из рук. В местах, где они скапливаются, поставлены решетки, чтобы кто-нибудь ненароком не выловил священную рыбу. Когда карп подыхает и всплывает кверху брюхом, монахи его вылавливают и хоронят в земле, как человека. К слову сказать, большинство покойников в Индии кремируют, а пепел развевают над священными водами Ганга.
Прочитать еще: Туры в Испанию. Что посмотреть, Едем в Крым, Все о Памуккале, Отдых в Хорватии.
Вегетарианство – основа индийской кухни.
В Индии урожай фруктов и овощей снимают три раза в год. Поэтому неудивительно, что в стране преобладает вегетарианство. Да и при тропической жаре мясо мало кому захочется есть. Хотя в Индии и существует мясное блюдо «кофта» — мясо, приготовленное со специями и травами и обильно политое соусом.
Индийская кухня сложилась под влиянием погодных условий и религиозных представлений, впрочем, как и любая другая кухня мира. Много специй и острых приправ помогает лучшему усваиванию пищи при температуре под 50 градусов. А мясо не едят, так как считают, что человек приходит в этот мир неоднократно, и не исключено, что в следующий раз его душа вселится в какое-нибудь животное. Познать все особенности Индии европейцу, конечно, сложно. Она – как персонаж восточной сказки. Но может чем загадочнее страна, тем сильнее желание посетить ее и отдохнуть в Индии?