Что делать, если рейс был отменен или задержан?
Что делать, если рейс был отменен или задержан?
Нередко происходят такие случаи, когда вы хотите улететь отдыхать, уже составили кучу планов на свой отпуск, но рейс в последний момент отменяется или задерживается. Причины существуют разные: нелетная, пасмурная погода, неисправность какой-либо части самолета и т.д. Такие случаи встречаются нередко в нашей стране. Что же делать в таком случае?
Первое, что необходимо сделать — это не расстраиваться и оставаться спокойным. Лишняя нервотрепка вам ни к чему. Конечно, не потерять самообладание в такой ситуации сложно. Но у вас есть преимущество — это билет на самолет. Ваш авиабилет — это ваше соглашение (договор) с авиакомпанией. По этому договору, компания обязана гарантировать вам безопасность, и невредимым доставить до пункта назначения. Если же возникла какая-то проблема, связанная с организацией перелета, то компания должна решить эту проблему и позаботиться, чтобы вы прилетели в указанное место. Рассмотрим случаи, в которых авиакомпания может оказаться виноватой, и случаи, по которой она может уйти от ответственности.
Невиновность авиакомпании
Если рейс отменен по причине бедствий стихийного характера, таких как обвалы, оползни, сели и так далее, то авиакомпания не несет никакой ответственности за отмененный рейс. Отмена или же задержка рейса по этой причине сделана для безопасности пассажиров.
Если происходят какие-нибудь военные действия, происходящие в стране, откуда вы улетаете, а также в стране, в которую вы прилетаете, то рейс будет отменен. Это также расценивается как угроза безопасности, и рейс будет правомерно отменен. Также рейс может быть отменен при угрозе террористического акта.
Перевозчик не будет считаться виноватым в случае забастовки служебного персонала. Это также угрожает безопасности пассажиров. Также забастовка влияет на всю работу авиакомпаний, поэтому велика вероятность, что их работа встанет полностью.
Как мы видим, в таких случаях авиакомпания заботится о безопасности своих пассажиров. Но есть случаи, когда перевозчик по закону виноват в задержке рейса. Ниже приведен ряд таких случаев.
Виновность авиакомпании
Авиакомпания считается виновной, если в расписании произошла нестыковка. Эта ответственность лежит на авиакомпании, поэтому при отмене рейса по этой причине она должна будет отчитаться перед пассажирами, или хотя бы предупредить их заранее об изменении расписания. Виновность авиакомпании несомненна в том случае, если экипаж не готов к выполнению рейса. Это может быть из-за неготовности пилота, невозможности провести регистрацию пассажиров. То есть, упущение авиакомпании в организационных моментах — это вина перевозчика.
Если вас не пускают в самолет по причине того, что самолет заполнен, то вы можете подать в суд на такую компанию. Часто компании продают намного больше билетов на самолет, чем реальных мест в самолете. Если возникла такая ситуация, вся ответственность лежит на перевозчике.
Если по каким-либо причинам рейс не выгоден для авиакомпании, то это только ее проблемы. Если рейс перенесли на другое число, не предупредив пассажиров, потому что время в расписании не выгодное для компании, то это причина написать жалобу на эту компанию сразу в аэропорту.
Основные права и действия пассажира при задержке рейса в России:
Авиапассажиры чартерных и регулярных авиарейсов обладают одинаковыми правами. Авиаперевозчик в равной степени несет перед пассажирами обязательства за задержку чартерных либо регулярных рейсов.
-Вы обладаете правом на получение достоверной и точной информации. Обратитесь к представителям авиакомпании, выполняющую авиарейс (у многих перевозчиков офисы или стойки находятся почти во всех больших российских аэропортах) и если вы вылетаете из небольшого аэропорта, где официального офиса компании нет, то обратитесь к служащему у информационной стойки аэропорта. В всяком случае Вам обязаны объяснить, вследствие чего и насколько задерживается отправление авиарейса.
Если отвечающие уполномоченные лица авиакомпании или аэропорта отказываются вам помочь, то можете довести до их сведения, что в соответствии с требованиям п. 72 Федеральных авиа правил, подтвержденных указом Минтрансом РФ с «28» июня 2007 г. № 82 (дальше ФАП), постоянные рейсы производятся согласно расписанию перемещения воздушных судов, созданным перевозчиком и размещенным в компьютерном банке информации расписания движения воздушного транспорта, а чартерные рейсы согласно плану чартерных перевозок.
При этом согласно пункту 73 ФАП установлены требования к информации по любому регулярному авиарейсу, по которому должно соответствовать опубликованный календарь движения самолетов. В случае поправок в расписании движения самолетов авиаперевозчик обязан принять всевозможные меры для информирования авиапассажиров, с коими заключен договор транспортировки, о изменении распорядка в движении авиатранспорта любым доступным методом согласно п. 74 ФАП.
Оповещение о задержке либо отмене авиарейса, равно как о причинах задержки либо отмены авиарейса доносится до пассажиров авиакомпанией или организацией, исполняющей функционирование аэропорта, напрямую в аэропорту в визуальной либо звуковой форме.
—У агента авиакомпании или же у служащих аэропорта вылета/предназначения вы обладаете правом потребовать поставить отметку в авиабилете касательно задержки рейса. Отметка необходима, для того что бы, если позже станете писать претензию авиакомпании или же подавать на нее в суд. Истинное время вылета просите внести от руки, агента авиакомпании либо аэропорта, в авиабилет и заверить его штампом (произвести это допускается при посадке либо вторичной регистрации на рейс — ее производят в том случае, если путешественников во время задержки рейса располагали в отеле).
-Во время каждой задержке вылета рейса авиакомпания в соответствии с требованиям п. 99. ФАП должна бесплатно для пассажиров организовать следующие услуги:
а. Снабдить пассажира с ребенком не достигшего возраста 7 лет, комнатой матери и ребенка;
б. Осуществить хранение багажа.
-В случае если задержка рейса происходит свыше двух часов:
а. Совершить пару телефонных звонков либо же отправить пару писем по эл. почте;
б. Обеспечить освежающими напитками.
-Когда задержка рейса происходит свыше 4-х часов:
а. Обеспечить наличие горячего питания; при этом раздавать питание обязаны каждые 6-ть часов днем, либо каждые 8-мь часов при наступлении ночи.
-Когда задержка рейса происходит свыше 6-ти часов:
а. Организовать размещение в отеле (если задержка происходит более чем 6-ти часов в ночное время, либо в дневное больше 8 часов);
б. Осуществить перевозку от аэропорта до отеля и обратно в том случае, когда отель был предоставлен без доп. оплаты.
Располагать пассажиров полагается в близлежащих к аэропорту отелях. Вас не имеют права поместить в двухместном номере гостиницы со сторонними людьми. В случае если обстановка полностью не устраивает, то вы имеете право самостоятельно подобрать гостиницу и ждать вылета там, первоначально договорившись с агентами авиакомпании, что бы вас предупредили о часе вылета. В данном случае платить за номер в отеле вам придется самим. А когда возвратитесь домой (либо по прибытию на отдых) необходимо будет составить официальное требование в головной офис авиакомпании и потребовать возврата истраченных средств.
-В случае если авиакомпания, посылает вас по другому маршруту или же рейсом другой компании, все это обязано происходить только за счет денежных средств авиакомпании либо аэропорта, соответственно ни каких доплатах с вашей стороны речи не может быть.
-Если в случае опоздания авиарейса ваш отдых стал короче, то вы имеет все основания востребовать от туроператора возврата средств за все уплаченные, но не использованные услуги например: за номер в отеле, упущенную экскурсионную поездку и т.д. Претензии как правило предъявляются уже по прошествии отпуска. Но имейте в виду, что туроператоры добровольно делают предложения о компенсации прямо в месте отдыха: лишнюю экскурсионную поездку, полный пансион взамен завтрака и т.п.
-Согласно норме ст.120 Воздушного кодекса России (далее ВК), за несвоевременную доставку авиапассажира в место назначение авиакомпания должна уплатить штраф в размере 25-ти % введенного федеральным законом МРОТ за каждый последующий час просрочки, соответственно не больше 50-ти% провозной платы.
Что бы получить компенсацию от авиакомпании нужно вручить претензию, прибавив к ней копии всех документов которые подтверждают ваше право на получение компенсации. В соответствии с нормами ст.126 ВК, пассажир имеет вправо предъявлять претензии к авиакомпании (заявление разрешено подавать лично или отослать заказным письмом) в срок до шести месяцев с момента приезда, в офисе авиакомпании или в представительстве в аэропорту. Авиакомпания должна в срок до 30 дней рассмотреть претензию.
В случае если требование было проигнорировано или же авиакомпания категорически отказалось компенсировать вам расходы, Можно в первую очередь отправить жалобу в Росавиацию, заполнив форму на официальном сайте favt.ru. Если это не помогло, то вы можете воспользоваться правом подать на авиакомпанию в суд. К иск. заявлению в суд необходимо еще будет приложить копию авиабилета с меткой о задержке рейса, либо его отмене, копии чеков совершенными вами расходами, а именно: за проживание в отеле, оплату питания и т.п. И еще ваш экземпляр письменной претензии и ответ на нее авиакомпании.
Отмена рейса — частое явление, которое случается буквально в любой стране в мире. Не стоит переживать и паниковать. Главное — знать свои права. Если ваш случай подходит под компенсацию, то не стоит медлить. Но и выяснять отношения сразу также не стоит. Сначала необходимо разобраться во всем, а дальше действовать по обстоятельствам. А вообще, выбирайте изначально приличные авиакомпании, у которых нет никаких отрицательных отзывов; у которых всегда исправные самолеты и персонал на высшем уровне. С такой компанией вы не получите проблем при полете и полетите с хорошим настроением.