Тур по Черногории
Тур по Черногории. Часть I.
Сами жители этой страны, черногорцы, называют ее Crna Gora. По-русски это так и будет: Черная гора. Откуда появилось название? Как-то венецианцы проезжали мимо этих земель и увидели, что все горы здесь абсолютно черные от растущей здесь сосны и тут же воскликнули: «Monte Negro»(«черная гора»), — отсюда и пошло название.
Черногория — красивая страна. Не успеешь выйти из салона самолета и откроешь рот от того, что видишь: море рядом с аэропортом, а там, где нет моря, там горы, горы, горы… Сколько бы мы не ездили на экскурсии, не уставали любоваться. Катишься по серпантину дорог, с одной стороны – отвесные скалы самых невероятных оттенков, а с другой – крутой обрыв и далеко внизу синее-синее море. А какой вид открывается! Вся страна состоит из одних гор и пляжей с горячим песочком. Лепота!
Наша программа была рассчитана на неделю. В нее входило несколько экскурсий и пляжный отдых. Размещение в прекрасной гостинице Черногории. Хочется сразу отметить, что в Черногории очень ценят туристов, это главный источник их дохода. И к тому же у жителей этой страны заложено в менталитете очень уважительное доброжелательное отношение к людям, преступность сведена к минимуму, если вы спросите что-нибудь у случайного прохожего, Вам с готовностью ответят и помогут.
Черногория имеет богатую историю завоеваний и освобождений, разрушений и восстановлений. Страна сама по себе очень маленькая (занимает территорию, наверно, меньшую, чем наша Калининградская область) и поэтому в древности вплоть до последних столетий ее периодически кто-нибудь пытался завоевать: персы, австрийцы, турки, англичане, французы, само собой римляне приложили к этому свою железную лапу. Но сами жители этой страны считают себя очень свободолюбивым народом. Хотя и достаточно немногочисленным (около 600 тыс. жителей, из них 150 тыс. проживают в столице с названием Подгорица). Получалось, что завоевать их было относительно нетрудно, сложнее удержать. Стоило стране-завоевателю чуть ослабить свое влияние, как Черногория тут же выходила из-под ее контроля. Поэтому колонизация имела характер чисто номинальный. К тому же географическое местоположение осложняло общий контроль территории: довольно сложно видеть общий план местности, если кругом одни горы… как на Кавказе!
Есть еще одна особенность этой страны — постоянные землетрясения. Происходят они с периодичностью раз в 100 лет, последнее было как раз в 1979 году, т.ч. пока туда можно спокойно ездить и ничего не бояться. В связи с этим сложился определенный стиль архитектуры. Все дома строят исключительно из камня (вплоть до небольших магазинчиков), — отчего даже небольшой поселок кажется довольно серьезным основательным поселением. И второе, на зданиях отсутствуют любые украшения, завитушки и т.д. Нет стиля барокко, к которому мы так привыкли, нет лепнины — все сделано очень аккуратно и практично одновременно. Приятно посмотреть. Это касается не только обычных домов, но даже и культурных заведений, и церквей. Непривычными кажутся голые стены монастырей и храмов, минимальное количество икон, отсутствие подсвечников перед иконами…
В нашу программу заложено было несколько экскурсий по Черногории.
В первый день, в воскресенье мы отправились осматривать город Будву, рядом с которым мы жили.
Будва
Большинство городов в Черногории находится неподалеку друг от друга либо на побережье, либо там, где между гор образуются небольшие равнины. Мы жили рядом с г. Будва, который делится на две части: Старый и Новый город. Старый город окружен каменной крепостной стеной. Раньше люди жили только здесь, т.к. приходилось постоянно обороняться от нападений. Новый город построили уже в последнее время. Это город туризма. Он весь состоит из отелей Будвы, вилл, баров, ресторанов, клубов, кафе, банков и того, что вообще может понадобиться приезжему туристу купившему тур в Черногорию. Здесь приятно прогуляться и днем, и вечером. Но интереснее все же в Старом городе, поскольку в нем каждый дом имеет свою историю. Наша экскурсия там и проходила.
Старый город построен очень давно по стилю, очень похожему на венецианский: это узенькие извилистые улочки, высокие каменные дома, окна смотрят друг в друга, везде красная черепица, кое-где ведутся раскопки. Напомню, что города периодически разрушаются от землетрясений, но черногорцы очень любят свою историю и после каждого такого катаклизма они со скрупулезностью воссоздают прежний вид городов, тем самым не теряя ничего из прошедшей жизни страны.
Они не забывают своего прошлого. Но в этом отношении у них есть одна особенность: если, скажем, русские с целью сохранения памяти о прошлом создают музеи и монументальные памятники (и, согласитесь, не часто мы ходим в музеи, и рано или поздно память многое забывает), но черногорцы в своей истории живут. К примеру, они проживают в городе, который был построен еще, может быть, 1000 лет назад, совершенно не изменяя его внешний вид; в нем сохранились «позорный столб» и «карампана» (древняя водокачка), правда сейчас они могут использоваться немного в других целях, но все же… карампана до сих пор в рабочем состоянии. В самом центре лежит колонна в римском стиле, видимо оставшаяся со времен римских завоеваний и в память о них; сейчас она иногда используется как место для чаепития. Над входными воротами Старого города висит икона Петра Цетинского — одного из правителей этой страны, который был канонизирован после смерти.
Католический костел у них мирно соседствует с православным храмом Святой Троицы. Религиозная жизнь черногорцев заслуживает отдельного абзаца. Черногория, страна православная исконно, но периодически она подвергалась нападениям не только политическим, но и религиозным. Особенно отличились в этом плане католики — в некоторых городах заметно преобладание костелов над православными храмами, но чаще бывает наоборот. Турки также пытались, используя различные уловки и политическое превосходство, обратить народ в мусульманскую веру… Слава Богу, не особо преуспели. Жил в Черногории давным-давно один святой старец — Василий Острожский, ныне высокочтимый черногорский святой — который много сделал для защиты веры, но о нем позже.
Booking.com
Отличаются они от русских многим. Как уже ранее писалось, храмы их очень простые. Нет наших золотых куполов, нет внешних украшений, минимальное количество икон. Свечи ставят в т.н. притворе храма, т.е. около входа есть специальная ниша, разделенная на 2 части: за живых и за усопших, — там стоит большой ящик с песком и водой, куда и ставят свечи, затухающие естественным образом, достигая уровня воды — все очень просто. Внутри стены храмов украшаются очень скромной росписью, иконостас без блеска. Богослужение даже по воскресеньям и праздникам длятся не более полутора часов. Черногорцы, кстати, и работают часов до трех дня… Вообще, у них все происходит как-то очень быстро. Это связано с тем, народ большую часть своей истории воевал. А на войне нельзя медлить — отслужил Литургию и пошел защищать Родину. У них и священники тоже воевали. Отличаются и тем, что проще относятся к таким вещам как платки у женщин в храме (для них это не обязательно), клирос (если нет клироса, народ поет сам и никого это не смущает), святыни (не принято прикладываться к иконам, к мощам святых).
За стенами Старого города стоит огромный колокол, который считается символом Будвы. Но он никогда нигде не висел. Не так давно здесь проходили съемки одного исторического фильма (сюда часто приезжают для съемок исторических картин), и специально для него изготовили этот колокол. После завершения разбирать не стали, а оставили в подарок городу Будва. Вот так он и превратился в символ.
А еще недалеко от Будвы есть несколько национальных черногорских поселков, а один поселок — русский. Там живут россияне, которые захотели здесь обосноваться. Поселок стоит на самом верху большой горы. И он, кстати, уже не маленький.
Второй день нашей поездки был посвящен городу Цетине.
Немного истории. С самого начала Черногорией правила теократия. Что это такое? Это форма правления, когда светская и духовная власть объединяются в одном лице. Т.е. правителями этой страны были монахи. Очень долгое время. Черногория в это время процветала, даже несмотря на постоянные войны, поскольку правители очень строго держат свой народ и являются лучшим примером духовной и общественной жизни, которому народ с удовольствием подражает. Кстати, большинство из этих теократических королей затем были прославлены в лице черногорских святых. Один из них тот самый Петр Цетинский, чей образ находится над входом в г. Будву. Затем один из молодых правителей по имени Петр Негуш, не успев принять монашеский постриг, влюбился в юную деву по имени Милена, женился, и с тех пор власть в стране разделилась на светскую и духовную.
До последнего времени столицей Черногории был город Цетине, но позже решили перенести столицу в другой, не менее красивый, город Подгорицу. С тех пор у них 2 столицы: политическая — Подгорица и культурно-духовная — Цетине.
Дорога до Цетине не очень долгая, пролегает, как и все дороги Черногории, по горным склонам, и довольно узкая — там с трудом разъезжаются две машины, — более широкие дороги сделать невозможно. Но удивительно то, что, несмотря на такую узость дороги, за все время нашего путешествия мы не встретили ни одной аварии. Черногорские водители, как и вообще европейские, отличаются своими аккуратностью и профессионализмом.
По пути в Цетине, мы остановились на небольшой обзорной площадке, откуда за морем можно было увидеть берега Италии.
Приехали в Цетине. Сначала нам показали храм Успения Богородицы – небольшой, выстроенный на руинах прежнего храма, разрушенного турками или землетрясениями. Турки вообще нанесли много вреда этому городу, но особо досталось именно храмам, поскольку в них турки видели главную для себя опасность (ведь высокая духовность – один из основных факторов, скреплявших и укреплявших черногорцев как народ). Впрочем, как и в царской России.
Был среди турков воевода, особо повредивший городу и обещавший камня на камне не оставить. Он разрушил Цетинский монастырь, а затем его самого постигла смерть в очередном сражении. А его голову принесли в Цетинский монастырь. И ходят слухи, что его голова до сих пор лежит там, как память, что такие дела не останутся безнаказанными.
Далее мы прошли в сам монастырь. Как и многие монастыри Черногории, Цетинский по большей части находится в скале, вне скалы находятся внешняя стена и небольшой дворик с храмом, бьет источник родниковой воды. В этом храме нам позволили приложиться к большой христианской святыне: деснице пророка Господня Иоанна (той руке, которой он крестил Иисуса Христа) и частице Честного и Животворящего Креста Господня. В Москве люди по 15 часов стояли, чтобы приложиться к деснице Иоанна Крестителя. И в Красноярске были большие очереди к главе апостола Луки… Сколько люди выдерживали, чтоб прикоснуться к таким святыням. А здесь мы получили такой подарок! Только ради этого, может, и стоило приехать сюда. Но, к счастью, у нас еще была довольно обширная и насыщенная программа. Мы с радостью и благоговением приложились к мощам, помолились и пошли осматривать монастырь.
Нам показали ризницу-музей. Там собраны многие православные святыни и предметы для богослужения: это богатые священнические облачения, в которые в прошлые века облачались священники (в т.ч. прославленные в лике святых), золотые и серебряные, украшенные драгоценными камнями, кресты, чаши для причастия, многокилограммовые Евангелия, плащаницы, чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. А также несколько портретов русских царей, в т.ч. Николая II с семьей.
Многие знают, что Черногория и Россия имели дружеские, даже братские, отношения в прошлые века. И сейчас это отношение черногорцев к русским не ослабело нисколько. Они по-прежнему называют нас братьями и очень радуются, когда узнают, что у них гости из России. Абсолютно искренне. В свое время царская Россия очень помогала Черногории; в цетинской ризнице собраны подарки, сделанные русскими царями этой стране. Особо чтятся здесь русские цари Николай II, Петр I (с его времен началась дружба наших народов) и Павел II. Черногорский народ не забывает своей истории и хорошо помнит сделанное ему добро. Это у них в крови. К тому же наши народы были крепко связаны нашей общей верой, явленной в елах. Когда, скажем, турки или католические страны в очередной раз нападали на Черногорию, русская армия шла к ней на помощь. А о черногорских воинах на полях сражения России писались легенды.
После монастыря у нас было свободное время для прогулки. Прошлись по городу Цетине. Зашли в местный исторический музей, где находится чудотворная икона Богородицы Филаремос, а также интересные древние археологические реликвии. В Цетине есть Бильярд — это замок, где жил последний черногорский король Петр Негуш (тот самый, который не принял монашества и женился). Назван он так, потому что там впервые появился бильярдный стол. В этом замке сохранилась огромная объемная карта Черногории, созданная в период одной из войн, чтобы можно было легче ориентироваться на территории и управлять армией.
Ближе к вечеру мы сели в туристический автобус и отправились обратно в Будву.
Третий день, г. Котор.
По дороге в г. Котор мы проезжали местный поселок. Черногорцы не все живут в городах. Некоторые национальные поселки до сих пор сохранили старый уклад жизни и предпочитают с современной городской цивилизацией не сообщаться.
В этих поселениях, как и в прежние века, народ живет кланами, т.е. семьями. Кланы довольно большие, обеспечивают сами себя. У них есть свои врачи, юристы, школы, производство и т.д. Каждый клан хотя и говорит на едином сербском языке, но имеет свое собственное наречие. Никто не имеет права вмешиваться в дела клана. Они не поддаются влиянию извне, со стороны, будь то даже правитель страны. Для этого есть совет старейшин, состоящий из самый старых и мудрых представителей семьи. Они решают, в каком направлении развиваться семье, что необходимо клану, они решают споры и разногласия, им нельзя перечить, их слово – закон.
Совет же решает, идти ли клану на войну и каким образом в этой войне участвовать. Можно сказать, что они очень жестокие к врагам, но очень щедрые и доброжелательные к друзьям. Интересно, что в каждом клане есть свой преобладающий вид военного воспитания. Т.е. один клан — это одно подразделение войск: артиллерия, пехота, конная пехота, морское дело и т.д. И вся армия у них такая. Они даже едят отдельно от всех остальных, у них есть свой герб — только их клана. Черногорцы считаются непревзойденными воинами, но абсолютно неуправляемыми, т.к. управляются только от своего совета старейшин, а приказам свыше не подчиняются. Даже русские генералы про них писали царю, что они не знают, как справляться с такой армией, т.к. не знаешь, куда они пойдут в следующий момент, какой удар они могут нанести. Но зато если такому подразделению солдат оставить какое-либо военное задание, они его выполнят идеально и с абсолютным успехом. Весь клан будет действовать сообща и как единое целое. Если же произойдет такая ситуация, что после очередного сражения останется 5-10 человек живых, они и в этом случае будут держаться отдельно, а в следующем бою пойдут в авангарде армии и первые погибнут — иначе никак.
Интересный у них способ захоронения. Обычно, если умирает кто-то из клана, они роют очень-очень глубокую яму и на самое дно кладут каменный гроб с усопшим, а верх этой могилы накрывается огромной плитой. Когда умирает следующий представитель клана, то плиту открывают и на верх старой могилы ставят новую и т.д., пока могила не заполнится до верха. После этого могилу досыпают землей, накрывают плитой с опознавательным знаком, какой клан здесь похоронен (без имен и дат) и все. Зачастую такие захоронения — один рядом с другим — делались под основанием будущей церкви, и надгробные плиты были ее полом.
Кроме войны черногорский народ очень уважает праздники. И чем больше, тем лучше. В этом мы с ними очень похожи. Во время нашего недельного пребывания в городе Будва прошло несколько крупных праздничных мероприятий. У них даже есть такая заповедь: «Если ты видишь, что кто-то пирует, подойди и помоги ему в этом. Если же ты видишь, что-то кто-то работает — отойди и не мешай». Хорошая заповедь?
Приехали в г. Котор, похожий на Будву тем, что разделен также на две части: Старый и Новый города. С двух сторон он окружен высокими скалами, с третьей — морем, с четвертой — тихой речкой, стекающей прямо с гор и впадающей в море.
Архитектура Старого города выполнена в венецианском стиле. На многих фасадах сохранены вывески, кому принадлежали эти дома и чем там занимались. Дом, где на фасаде изображены маленькие амуры с витиеватым гербом, использовался для обучения гуманитарным наукам. А напротив него – дом казначейства с неброским гербом, отличающийся очень сдержанным стилем (а зачем ему украшения, если у него и так деньги всего города…). Есть артиллерийские дома и замок короля, не очень отличающийся от других строений (впрочем, король там никогда и не жил). Обязательно наличие своей карампаны, «позорного столба» и местного «Биг Бена».
Мы зашли в несколько храмов. В храме святителя Николая Чудотворца хранятся мощи ап. Луки, к которым, как и в Цетине, без ограничений позволяется приложиться. Там же находятся несколько икон свт. Николая и других святых, которые отличаются
особенной красотой написания, многие в окладах (для Черногории оклад на иконе считается редкостью – это больше русская традиция). Рядом с храмом свт. Николая находится маленький храм самого ап. Луки, где находится главная икона святого апостола. Особенностью это храма является пол — он весь выложен надгробными плитами (о которых было написано в начале главы). Говорят, что под этим храмом захоронено около 3000 человек, хотя площадь составляет не более 50 кв.м.
Последним местом нашего посещения в Которе был католический костел, где хранятся мощи преподобного мученика Трифона. История этих мощей такова. Однажды во время сильной бури к берегу Котора пристало сицилийское судно с мощами св. Трифона на борту. И, т.к. буря долгое время не унималась, жители г. Котор увидели в этом особое знамение, что сам св. Трифон хочет остаться здесь. И они упросили сицилийцев продать им мощи. А сицилийцы – такой народ, что готовы продать и купить все, что угодно, кроме своей души (и то, только потому, что она им не принадлежит). С тех пор св. Трифон пребывает в костеле этого города. Каждый год в день памяти этого святого в г. Котор проходит торжественное шествие с несением мощей по всему городу. Весь город собирается на праздник, ведь святой Трифон считается покровителем Котора.
На этом наше путешествие по Старому городу заканчивается, и мы направляемся в маленький прибрежный городок Пераст, рядом с которым есть два интересных острова, куда мы и едем на катере. Один остров — это небольшой, ныне не действующий, католический монастырь — красивый, усаженный кипарисами; его территория сейчас используется как кладбище. Жители Пераста даже дали ему неофициальное название «Остров мертвых».
Второй остров – практически созданный руками людей. История его такова. В один сильный шторм к небольшому рифу прибило корабль с моряками. Там они нашли икону Пресвятой Богородицы, которую так и назвали «Госпа од шкрепла» (т.е. «Богородица на рифе»). Они помолились перед ней и пообещали, что если буря утихнет, они построят здесь церковь. Так и случилось. И в течение 100 лет в честь события прошлого сюда с берега свозили камни и потихоньку отстроили храм. С тех пор моряки, когда отправляются в плавание, молятся перед этой иконой. А по благополучном возвращении дарят в храм серебряные и золотые пластины с различными изображениями рук, ног, сердец, кораблей, символизирующих какие-либо события, которые с ними произошли. Сейчас эти пластины развешаны по всему периметру внутри храма. А еще здесь есть традиция венчаться и оставлять свои свадебные венки. Некоторые из венков висят в алтарной части храма. Если пройти через алтарь, можно попасть в небольшой музей, где собраны различные вещи из быта средневековья, много серебряных пластин, старые ружья, другие интересные вещи, на которые просто приятно полюбоваться и благодаря им узнать, как жили люди прошлого.
Кстати, хочу заметить, что остров не стоит на месте и постоянно разрастается. Каждый год, на праздник «Госпа од шкрепла» народ приезжает сюда и по традиции, существующей с древности, привозит несколько камней, выбрасывая их около острова.
Осмотрев эти чудные, удивительно красивые места, мы направились к последнему пункту нашего путешествия — городу Герцег-Нови. Здесь мы посетили небольшой уютный Савинский монастырь, названный по имени его основателя — святого Савы. В небольшой ризнице с древней церковной утварью и интересными реликвиями запомнилось 25-килограмовое Евангелие, которое ранее использовалось на богослужениях – его приходилось держать двум человекам. Одному было не под силу. Запомнился крест св. Савы. Уже знакомые серебряные пластины с изображениями. Главной святыней этого монастыря является чудотворная икона Богородицы Савинская. Впервые она себя проявила во времена нашествия турок, при строительстве этого монастыря.
Произошло это таким образом. Монахи задумали построить около г. Герцег-Нови монастырь и приступили к строительству. Когда об этом узнали турки, они послали корабли, чтоб из пушек расстрелять его. Узнав об этом, святой Сава с усердием стал молиться перед иконой Богородицы, чтобы она не оставила своей обители. И чудо произошло. Когда корабли подходили к монастырю, случилась страшная буря, и большинство кораблей с боеприпасами потерпело крушение. Туркам ничего не оставалось, как поскорее уехать подальше отсюда. С тех пор нападений на обитель больше не было.
Еще здесь находятся необычные для Черногории могилы. Необычные тем, что здесь захоронения созданы как в России, т.е. «один человек — одна могила». Среди них есть и русские усопшие.
Подошел к концу очередной день нашего тура по Черногории… продолжение…