Камбоджа

КамбоджаКамбоджа (Часть II)
Королевство Камбоджа страна в Юго-Восточной Азии, на юге Индокитайского полуострова. Столица страны и самый большой город в Камбодже это Пномпень, что в переводе обозначает «Холм бабушки Пень».
Язык в Камбодже кхмерский это моно язык на нём говорят только в Камбодже. Разговорный язык для человека, обладающего слухом и имитационными способностями достаточно лёгок в изучении. Письмо и чтение на кхмерском на много сложнее, потому что в Камбодже самый большой в мире алфавит и даже для местного населения читать и писать на кхмерском сложно.
Страна имеет богатую историю времён Ангкора, когда короли Камбоджи управляли всей территорией Индокитая, поэтому страна интересна для туризма, в Камбодже можно совместить пляжный отдых с интересными и познавательными экскурсиями.
Сейчас многочисленные туристы купившие тур в Камбоджу, едут именно ради восхитительных кхмерских храмовых комплексов, древних дворцов, которые прекрасны даже в виде развалин. Низкие цены, дают возможность отдохнуть именно многогранно — на юге страны есть возможности для пляжного отдыха, а центральная часть и север Камбоджи дают безграничные возможности ценителям архитектурных памятников, музеев, храмов и просто экзотического туризма.
Полезная информация для туристов

Для посещения Камбоджи требуется виза. Добраться до Пномпеня купив авиабилет, прямым рейсом из России невозможно, поэтому придётся лететь с пересадкой во Вьетнаме или Таиланде. Впрочем, из Таиланда можно добраться на машине. Местная валюта Риель, практически везде к оплате принимаются доллары США.

Цены очень невысокие, есть замечательная возможность за скромную плату насладиться экзотическими блюдами. Кухня похожа на тайскую, разве что не настолько острая. Морепродукты, естественно, лучше покупать на побережье.
Уровень безопасности в стране довольно высок, однако не стоит вести себя провокационно — после тяжёлого военного прошлого в Камбодже на руках местного населения находится внушительное количество незарегистрированного Cambodiaогнестрельного оружия. Туристам рекомендуется не выходить без необходимости в тёмное время суток, и не оставлять без присмотра дорогую технику. При фотографировании религиозных объектов лучше спрашивать разрешения, чтобы не спровоцировать конфликт.
Самая разрекламированная достопримечательность страны это старинная столица Ангкор. Здесь на сравнительно небольшой территории расположено около двух сотен храмов, дворцов. Развалины неплохо сохранились, сюда ежедневно приезжает множество туристов.
Современная столица Камбоджи, Пномпень, может похвалиться знаменитой Серебряной Пагодой, королевским дворцом и многочисленными музеями, парками, развлекательными комплексами. Это типичный мегаполис, в котором осталось мало исторических зданий после периода красных кхмеров.
туры в Камбоджу
Восточная Камбоджа предназначена для тех, кто готов видеть интересное в ущерб сервису, здесь находится городок Кампонг-Чам с его любопытнейшими храмовыми комплексами. Туристов тут на порядок меньше, чем на побережье, поэтому уровень сервиса в разы ниже, но и цены порадуют.
Самым крупным морским курортом Камбоджи является Сиануквиль, на берегу Сиамского залива. Здесь находятся горные храмы Ват-Краом и Ват-Леу. Восточнее в 18 километрах, расположен национальный парк Реам. Крупных национальных парков в Путешествие по КамбоджиКамбодже три, каждый из них по-своему заслуживает внимания. Стоит отметить, что пляжи на берегу Сиамского залива крайне привлекательны, но из соображений безопасности лучше отдать предпочтение оборудованным пляжам при гостиницах или отелях. Постарайтесь не купаться в непроверенных местах — даже прозрачная вода и пологое дно тёплого моря может оказаться небезопасным. На западе страны располагается самое крупное озеро Камбоджи, Тонлесап — так и называется, «Большое озеро».
Местные жители кажутся наивными и добродушными, на самом деле степень доброжелательности в Камбодже достаточно высока. Это прекрасная страна для неторопливого отдыха и осмотра старинных храмов.

Камбоджа туристическая и настоящая
Крестьяне теперь, как и в давние времена, живут в хижинах, называемых здесь пайоты. Строят их из теса либо тростника, камыша, из которого плетут стены-циновки, и бамбука. Крыши тесовых домов кроют черепицей или досками, а остальных A journey through Cambodiaжилищ — банановыми листьями. Листья нарезают бахромой, оставляя нетронутым стебель, и сушат на солнце. Потом «бахрому» переплетают прутьями или тростниковыми стеблями. Пайот поднят над землей сваями высотой в человеческий рост. В одной из стен сделан широкий проем — вход, к нему ведет с земли крутая приставная лестница. В противоположной стене могут быть вырезаны одно или два прямоугольных отверстия для проветривания.
Стиль пайота — дома на сваях — часто сохраняется и в архитектуре богатых современных вилл, украшающих Пномпень. Здесь это дань традиции. Другое дело в провинциях. Большая часть территории страны в сезон дождей залита водой. Тогда прямо от дверного проема крестьянского пайота к дороге, проложенной по высокой дамбе, ведет длинный шаткий мостик. В сухое время года, а в районах, где вода не разливается так широко, круглый год под домом держат скот — буйволов, черных свиней и горбатых коров зебу. Пространство между сваями используют также для хранения домашней утвари, огромных корчаг с питьевой водой, сельскохозяйственного инвентаря. В деревнях ткачей или горшечников там помещаются кустарные мастерские с несложными станками, какие, видимо, без особых изменений были в ходу и во времена Ангкора. Основное занятие крестьян (в сельском хозяйстве занято 86% населения) — рисоводство. Путешествуя по Камбодже, можно круглый год видеть крестьян на полях. Вот мужчины, прикрывшись от Поездка в Камбоджуморосящего дождя либо от знойного солнца огромной, похожей на зонтик шляпой, бредут за покорными буйволами по колено в вязкой коричневой жиже, направляя соху, которую тащит за собой животное. Вот женщины, подоткнув подолы и стоя босыми ногами по щиколотку в воде (воды на полях в этот период меньше), целый день, не разгибая спины, набрякшими от постоянного пребывания в воде руками стебелек за стебельком пересаживают нежные рисовые ростки. Вот жнут рис серпами. Часто серп сделан из закругленного, плохо обработанного куска железа, воткнутого в расщелину изогнутого сучка. Прямо на дороге или близ нее можно увидеть, как обмолачивают рис, как толкут зерно в деревянной ступе высокой скалкой. Тут же, у дороги или на проезжей части, рассыпают зерна для просушки.
В Ангкорской империи была высокоразвитая система ирригации. Надписи сообщают о строительстве грандиозных водохранилищ, каналов и бассейнов. Ирригация была основой развитого поливного земледелия, основой экономической мощи государства и всесилия его королей, в безраздельном владении которых находилась вся ирригационная сеть. Ко времени упадка империи оказались заброшенными каналы и водохранилища, до нашего времени сохранились лишь их полуразрушенные каменные ложа. Крестьяне стали собирать почти повсеместно лишь по одному урожаю в год, замкнулись в своих маленьких хозяйствах.
Путешествие в КамбоджуПоложение спасает речная система Камбоджи — чудо еще более удивительное, чем храмы Ангкора. Основа ее — могучий Меконг, несущий полям ничуть не меньше плодороднейшего ила, чем прославленный Нил. Из Великого озера — вечного источника жизни, с неисчерпаемыми даже в знойные месяцы сухого сезона запасами влаги — течет короткая, но широкая река Тонлесап, впадающая в Меконг как раз у того места, где стоят нынешняя столица Камбоджи — Пномпень. А в нижнем течении под напором массы воды и ила, принесенных сверху, Меконг разлился на два мощных потока — Нижний Меконг и Бассак. Они и выносят речную воду в Сиамский залив. Поэтичные камбоджийцы говорят, что у Меконга четыре лика. Многоликие, многоглавые нага, высеченные из серого камня, олицетворяют не только Меконг, но водные потоки вообще, несущие жизнь, пищу, благо.
Но вода может стать бедствием, когда в течение четырех месяцев каждый день идут дожди. И не просто дожди, а ливни. А ливень здесь, как и принято в тропиках, это водопад, низвергающийся с неба. В это время тают снега в горах далекого Тибета, откуда берет начало Меконг. Уровень воды поднимается на шестнадцать метров. Казалось бы, катастрофа неизбежна: бурные полые воды смоют в океан полстраны вместе с деревнями, рисовыми полями и непролазными джунглями. Тогда-то и свершается чудо, которое, как, впрочем, и все чудеса на свете, объясняется очень просто: поскольку уровень воды в реке становится много выше, чем уровень в A trip to CambodiaВеликом озере, Тонлесап поворачивает вспять и откачивает излишки в озеро. Оно в свою очередь увеличивается втрое и спокойным широким разливом выплескивается на поля, несет им ил и необходимое рису обилие влаги. В октябре перестают дуть муссоны. Дожди соответственно прекращаются. Вода в Меконге довольно быстро спадает. Наступает сухой сезон, и тут не миновать бы засухи, если бы снова не поворачивало вспять течение в реке Тонлесап. Теперь озеро возвращает воду Меконгу, и он, широкий и по-прежнему полноводный, щедро дарит ее полям. Озеро сокращается в размерах и буквально кишит рыбой, пришедшей из Меконга. А поля, напоенные влагой и обильно удобренные илом, впитывают в себя солнечное тепло.

Праздник возвращения вод
К моменту, когда Тонлесап поворачивает к Меконгу, приурочен самый яркий, шумный и веселый из многочисленных празднеств Камбоджи — Праздник возвращения вод. Приходится он на лунный месяц Кадоек (конец октября — первая половина ноября) и длится три дня: четырнадцатый и пятнадцатый дни прибывающей Луны (вершина полнолуния) и первый день, когда Луна начинает идти на ущерб. Ритуал Водного праздника имеет традиции тысячелетней давности. А может быть, и более древние. По сути дела, это — поклонение силам природы. Тысячу лет назад индуизм, распространившийся в Камбодже, освятил празднество, привнес в народные обычаи Авиабилеты в Камбоджусвою символику. Позднее в праздничной обрядовости рядом с индуистскими появились ритуальные действа, посвященные культу Будды. Сейчас в отправлении религиозной части празднества участвуют и индусские жрецы-брахманы, и буддийское духовенство.
В преддверии праздника во всех монастырях буддийские монахи меняют одежду — облачаются в новые шафранного цвета плащи, приготовленные для них верующими. Этот обряд символизирует обновление, которое происходит в природе. Наступает пора созревания риса, пора заготовки рыбы и рыбного соуса — прахока. И в городах, и в деревнях начинается время свадеб…
В пагодах, расположенных по берегам Тонлесап и Меконга, специально для водного праздника хранятся гоночные пироги, выдолбленные из самых длинных стволов деревьев. Мужчины из окрестных деревень, собравшись человек но тридцать-сорок, составляют команды гребцов. Шумной, веселой ватагой в сопровождении всех остальных деревенских жителей гребцы направляются в пагоды. Здесь к ним присоединяются пхикхо. Пироги выносят из пагод и несут к воде. Впереди идут несколько человек в ярких, часто красных сампотах, с повязкой на голове, концы которой болтаются у левого уха. Это шуты.
билет на самолет в КамбоджуОсновная часть национальной одежды у камбоджийцев — и мужчин, и женщин — саронг. Это кусок ткани, который обертывают вокруг бедер так, что спереди образуется глубокая складка. В торжественных случаях используют более нарядный, иногда шелковый, блестящий кусок ткани, обычно без рисунка, и драпируют его более сложным образом: концы ткани пропускают между ног и закрепляют сзади, у пояса. Получается подобие штанов длиной чуть ниже колен. Это — самппот.
Шуты танцуют на ходу, поют короткие смешные песенки наподобие частушек, выкрикивают остроты и при этом аккомпанируют-себе непрерывно отстукивая ритм на небольшом своеобразном барабане. Это «саям» — барабан длинной формы, который носят на ремне черед плечо, обтянутый кожей питона только с одной, утолщенной стороны. Противоположный конец, похожий на горло глиняного кувшина, ничем не закрыт. В каждой провинции, в каждом районе саям используется на свой, особый манер. Шуточные танцы, во время исполнения которых звучит саям, экзотичны, шумны, акробатичны. В извлекаемые из резонирующей поверхности барабанов ритмы вплетаются чистые певучие звуки бронзовых гонгов. Им вторит скрипка. Чаще всего это «тро-кхмер», но кое-где в деревнях сохранилась и более древняя однострунная «тро-самрё». Резонатором у нее служит половинка особого сорта тыквы, из которой вычищена мякоть. Тыква высушена, отполирована до блеска, обтянута кожей змеи или молодого крокодила. «Тро-кхмер» имеет три струны и свободный смычок. На украшенной орнаментом хорошо резонирующей коробке — изящная резная подставка, ракушечная сурдина, насаженная на смолу и прикрепленная шелковой тесьмой к поверхности резонатора. Мелодию ведет высокое звучание тростниковой флейты.
В лодки грузят рис и фрукты — дары священным силам земли и воды. Потом направляются в Пномпень. Здесь, у слияния Тонлесап и Меконга, устраивают состязания гребцов. Пироги все прибывают. Ко времени начала ежедневных гонок — трем часам пополудни — все водное пространство, которое способен охватить глаз, с едва намеченной линией противоположного берега заполнено фантастическими судами. Они украшены по бортам сплошным резным орнаментом, расписаны яркими лаковыми красками, позолотой. По обе стороны носовой части нарисованы выпуклые глаза с утрированно вытянутым золотым веком. Нарисованные глаза — не случайное украшение. Ведь пироги изображают бесчисленных нага, символизирующих струи или потоки воды. В сезон дождей они растеклись по всей стране, неся земле плодородие, а теперь, собравшись здесь, у впадения Тонлесап в Меконг, стремятся прорваться к plane ticket to Cambodiaокеану. Пироги действительно кажутся одухотворенными, когда летят по реке в облаке искрящихся на солнце брызг, вздымаемых сильными ударами весел. Усилия гребцов подчинены одной общей цели: понудить волны Тонлесап повернуть к Меконгу, к океану.
Многотысячные толпы, расположившиеся по берегам, возбужденными выкриками энергично подбадривают соревнующихся. Не все пироги участвуют в гонках. В некоторых кроме гребцов — группы самодеятельных артистов. Почти все они — в театральных масках. Лодки проходят мимо плавучей трибуны для гостей. Каждая старается подойти поближе, чтобы получше показать игру своей маленькой труппы. Артисты поют, танцуют, выделывают всевозможные забавные трюки, изображают сценки из традиционных спектаклей на сюжеты легенд или классического народного эпоса Реамкер (кхмерский вариант индийской Рамаяны). Всюду звучит музыка.
В полночь между пятнадцатым днем прибывающей Луны и первым днем, когда она начинает идти на ущерб, совершается церемоний поклонения Ночному светилу. Обряд поклонения адресован сверхъестественным силам, символ которых — Луна. Люди возносят этим силам хвалу за хороший урожай в наступающем сезоне, за все свои успехи. Церемония восхваления Луны проводится по всей стране и сопровождается в каждом доме ритуальными приношениями Луне.
Кульминационный момент праздника наступает на третий день. Перед заходом солнца совершается церемония «Кат проат». «Кат проат» — это канат, сплетенный из сухожилий буйвола. Канат натягивают через всю реку. Концы его закреплены на больших плоскодонных лодках, стоящих на якоре у противоположных берегов. Незадолго до наступления темноты пироги, участвовавшие в состязаниях, выводят на середину реки самую длинную и старую пирогу — «Преах тиненг прек ампил» и оставляют ее примерно в трех километрах от «Кат проат». Дальше пирога движется одна. В ней стоит во весь рост старый брахман — «бакоу». С начала века и до 1967 г. включительно эту церемонию отправлял Хранитель священного меча — «Прохм чей» («Побеждающий брахман») по имени Кео Мак. В 1967 г. ему было 85 лет. «Прохм чей» облачен в похожее на кольчугу блестящее одеяние и в высокий массивный шлем с заостренной маковкой. Приближаясь к канату, он обнажает меч и, приказывая водам Тонлесап повернуть вспять, произносит ритуальное заклинание — магическую формулу, передаваемую из поколения в поколение брахманами, носящими титул «Прохм чей». Но вот пирога подошла к канату. Достопочтенный брахман опускает меч. КамбоджаНага, представленные бесчисленным множеством пирог, освобождены этим символическим жестом и снова могут держать путь к океану. Ритуал «Кат проат» точно совпадает с моментом, когда течение в Тонлесап меняет направление.
Плавучие деревни, рыбалка и еда
Совсем скоро вода уйдет с полей и начнется уборка урожая. Воздух наполнится сытным, вкусным запахом созревшего зерна. Уборка риса растягивается месяца на два или два с половиной — на разных участках он высаживается в разное время. Потом земля отдыхает до начала мая, когда наступает праздник первой борозды — начало рисосеяния, также сопровождающийся ритуальным действом, совершаемым в старинных национальных костюмах. А пока вся Камбоджа занимается ловлей рыбы. Дело в том, что в половодье вместе с водой выплескивается на поля и в огороды огромное количество рыбы. Буквально вся территория страны кишит рыбой. Рыбу ловят везде и в любое время дня. Занимаются этим не только и даже не столько взрослые мужчины, но чаще женщины и дети. Удочку закидывают прямо в рисовое поле, в наполненный водой кювет у дороги, в любую лужу. В луже непременно лежат, спасаясь от жары, буйволы, выставив на поверхность только глаза, ноздри и рога. На спине отдыхающего животного обязательно стоит мальчишка-рыболов. Радушная хозяйка, решив угостить неожиданных гостей свежей рыбой, выходит в огород и тут Камбоджаже возвращается. С трепещущей рыбиной в руках. Снастью ей послужило подобие большой корзины из ротанговых прутьев с двумя отверстиями: широким с одной и узким с другой стороны. «Корзину» ставят в жидкую грязь широким отверстием вниз и шарят рукой внутри: почти всегда что-нибудь попадается. Когда рис убран и вода ушла с полей, ребятишки бродят по непросохшему еще полю, глубоко запускают руки в бурую жижу и вытаскивают здоровенных черных рыбин, похожих на небольших сомов: у них плоские головы, усы и нет чешуи.
Удилища у всех отменные, даже у самого несмышленого мальчишки. Толстый конец удилища раздвоен. Образуется «вилка», которая охватывает ногу рыболова чуть выше колена. Так надежнее, устойчивее. Только руками не удержать тяжелое удилище, особенно если попадется сильная рыба. Но если у нас рыболовы с удочкой — это своего рода спортсмены, и ловля рыбы — прежде всего отдых, то камбоджиец, забрасывая удочку в огород у своего пайота, меньше всего стремится к развлечению. Он не будет закидывать снова и снова, пока клюет. Поймав две-три рыбины, он несет их домой — кормить семью. Ловля рыбы удочкой сохранила здесь свое первобытное значение — способа добывания пищи наряду с собирательством, которое тоже практикуется (съедобные моллюски, некоторые виды жуков, лягушек, коренья и т. д.). Только способ этот уже много веков назад стал второстепенным, вспомогательным, уступив первое место рисосеянию. Правда, есть в Камбодже так называемые плавучие деревни, живущие рыболовством. Но это уже не ловля удочкой.
КамбоджаПлавучие деревни есть на Меконге, но в основном располагаются они на Великом озере — Тонлесап, давшим, кстати, название и вытекающей из него реке. Домики в рыбачьей деревне теснятся вплотную один к другому, и каждый помещается на лодке либо на плоту, закрепленном на якоре у берега. Когда в сезон дождей озеро широко разливается, а прибрежные деревья и целые леса скрываются под водой, деревни передвигаются к новому берегу. В сухой сезон, следуя за спадающей водой, они возвращаются на прежнее место. Рыбаки разводят домашнюю птицу и свиней, которые научились переступать по настилу плотов, не проваливаясь между слегами-кругляшами, или безропотно сидят в клетушках, пристроенных к стенам. Хозяйка прямо с террасы своего жилища может купить свежие овощи и фрукты, с готовностью предложенные ей торговкой, снующей между домиками в лодке, заваленной зеленью. К услугам рыбаков и готовый обед, подвезенный на такой же лодке, но только оборудованной очагом и уставленной бесчисленными чашечками и блюдцами с всевозможными соусами и прочими острыми приправами. Существует много способов добычи рыбы в плавучих деревнях. Один из них — сооружение загонов, обнесенных бамбуковым частоколом, где попавшуюся рыбу откармливают и отлавливают по мере надобности.
Основная пища камбоджийцев — рис и рыба, вернее, рыбный соус — прахок. Вскоре после уборки урожая риса вереницы высоких крытых двуколок, запряженных горбатыми быками зебу, двинутся к рыбачьим деревням. Там производится натуральный обмен — рыбаки получают рис в добавление к своей рыбе, а земледельцы запасаются рыбой, из которой тут же, на месте обмена приготовляется знаменитый прахок. Соус острый, с сильным специфическим запахом. На прахок идет особого сорта мелкая рыбешка. Ее засаливают в больших глиняных кувшинах. Есть деревни кустарей, специализирующихся исключительно на изготовлении таких сосудов.
Культура Камбоджи
О Камбодже и камбоджийцах, об их истории, культуре и обычаях написано немало книг. Объемистые тома исследований, проведенных видными французскими учеными, такими, как Седес, Маршаль, отец и сын Гролье и др., посвящены либо расшифровке и анализу древних надписей, либо этнографии, описанию археологических находок, и особенно архитектуры и скульптуры ангкорского периода. Устное же народное творчество кхмеров исследовано мало. Между тем оно представляет значительный интерес для понимания нравов и обычаев кхмеров.
Кхмеры любят сказки. Традиции устного творчества и изустной передачи старинных преданий и сказок живы в современных деревнях. Кхмерский фольклор красочен и разнообразен по жанрам. Камбоджа (Часть I).