Камбоджа

КамбоджаКамбоджа
На полуострове Индокитай, который, как известно, находится на самом краю света (во всяком случае, на карте мира это выглядит именно так), есть государство со сказочным названием — Камбоджа. В Камбодже живут кхмеры. Относительно небольшие группы их есть также в Южном Вьетнаме, Таиланде и Лаосе. Древнее самоназвание которого народа — «камбуджи» — сыновья всеобщего предка — отшельника Камбу и «нимфы» Меру. Мифический отшельник считается родоначальником королевской династии, названной «солнечной» и правившей первым кхмерским государством Ченла. Наибольшего расцвета и могущества это государство достигло к середине VII в. н. э. С того времени, по существу, и начинается история собственно Камбоджи.

Собираясь на отдых в Камбоджу, покупать авиабилеты следует до Пномпеня, столицу Камбоджи. Авиасообщение так же имеется с городами Сиануквиль и Сием-Рип. Перед покупкой билета на самолет или тура в Камбоджу учтите, что все рейсы из России с пересадкой в аэропорту Бангкока – Суварнабхуми. Есть в продаже авиабилеты и с пересадкой в других городах, но они дороже.

Кто такие кхмеры
Если следовать существующим ныне гипотезам, то родственные современным кхмерам народности, образовавшие монкхмерскую группу, сложились в результате миграции и последующего смешения аустроазиатских племен индонезийского и меланезийского типа с монголоидными элементами китайского происхождения. Во II—I вв. до н. э. монкхмерские народности были распространены по всему югу полуострова Индокитай, занимали юг современной Бирмы, большую часть Таиланда, всю территорию Камбоджи.
тур в Камбоджу
Во II—I вв. до н. э. начался интенсивный приток в Юго-Восточную Азию индийских колонистов. Районы, заселенные монкхмерами, лежали на торговом пути между Индией и Китаем. Да и самые эти земли своими сказочными богатствами, во много крат умноженными в древнеиндийских сочинениях, влекли сюда не только торговцев, но и представителей высших индийских каст — брахманов и кшатриев, которым почему-либо не повезло на родине. Одни из них подвизались в качестве религиозных миссионеров, другие стремились к личному обогащению, приобретению новых Путешествие в Камбоджувладений взамен утраченных в родных краях. Искатели приключений такого рода становились порой родоначальниками династий, породнившись с представительницами местной родо-племенной знати.
Ко времени индийского проникновения родоплеменные отношения автохтонного населения достигли стадии разложения. Зарождалось классовое общество. Индийцы несли более высокую культуру, и так называемая «индианизация» способствовала ускорению процесса становления раннеклассовых государств. Большинство ученых считают, что «индийская струя» сыграла немаловажную роль в этническом и культурном формировании предков современных кхмеров.
отели и гостиницы Камбоджи
Сами кхмеры рассказывают поэтические легенды о своем происхождении. Для этих легенд характерно отсутствие границ между реальным и фантастическим, между миром людей и миром мифических существ. Однако где-то в самой основе их лежат действительные события, хотя часто и смещенные во времени относительно обстановки, в которой они могли происходить. Сущность этих легенд сводится к тому, что пришелец из далекой страны Индралрашты (Индия) женился на девушке из местного племени. Девушкой, по одной из легенд, была дочь гигантского сказочного змея Нага, который жил на дне морском. От них и пошли кхмеры.
Скульптурный «портрет» нага — стилизованная кобра: длинное тело поднимает вверх красиво орнаментированный широкий капюшон, обрамляющий семь асимметрично расположенных голов, веером выходящих из нарядной розетки на приподнятой части Поездка в Камбоджубрюха. Этот фантастический исконно кхмерский мотив камбоджийские архитекторы используют до сих пор для украшения мостов, лестниц, аллей…
Храмы Камбоджи
Но что бы там ни говорили о происхождении «камбуджей», современные кхмеры — народ красивый, приветливый, улыбчивый, создавший очень интересную, самобытную культуру. До наших дней культура эта дошла в форме гигантских каменных храмов, из которых наиболее известны Ангкор-Ват и Байон. Храмы так огромны, так величественны и красивы, так естественно вписались — в непролазные тропические джунгли, что невозможно представить себе их творчеством человеческого воображения, слабых человеческих рук, умевших каким-то чудом обходиться без помощи машин. Кхмеры, потрясенные и покоренные содеянным, сочинили легенды о сверхъестественном происхождении храмов и поверили в них. Ангкор-Ват, например, считается повторением на земле небесного дворца бога Индры, построенного по его велению «небесным архитектором» Преа Пуснуком, призвавшим в помощь себе лучших мастеров, скульпторов и художников всех стран и народов…
Visit to CambodiaВ наши дни в конце каждой недели с наступлением ночи на сизых от времени ступенях храма появляются артисты Национального балета Камбоджи. Они танцуют в свете вполне себе временных прожекторов для ультрасовременных туристов, съехавшихся из разных стран мира. Танцуют под звуки древних мелодий, исполняемых на точно такие же инструментах, какие изображены на каменных барельефах храма. Камбоджийский балет ревностно хранит традиции древнего танца — его рисунок, костюмы, сюжеты. Солисток называют здесь «апсара» — «небесные танцовщицы», потому что, как утверждает кхмерская мифология, они ведут свою родословную от тех самых «тевод» и «апсара», которые услаждали танцами взоры богов, обитавших на мифической горе Меру. Мифы рассказывают, что самые первые «апсара» вышли из морской пены и брызг в тот момент, когда боги и демоны, создавая вселенную, пахтали молочный океан. Скульптурные и рельефные изображения танцующих «апсара» — любимый сюжет искусных мастеров, украшавших храмы Ангкора. И когда Национальный балет дает свои феерические представления среди руин Ангкор-Вата, кажется, будто сошли с барельефов высеченные в сером камне A trip to Cambodiaфигуры танцовщиц, волшебная музыка вдохнула жизнь в застывшие движения, расцветила пурпуром одежды, украсила золотым блеском причудливые головные уборы…
Удивительные храмы — это средневековая история Камбоджи, когда она была обширной и могущественной Ангкорской империей (IX—XIV вв.). Внушительные развалины, свидетельствующие о грандиозности и великолепии культовых сооружений, дошли до нас и от доангкорского периода, но в архитектуре и особенно в скульптуре того времени ощутимо еще сильное индийское влияние. В творениях же Ангкора прославлен своеобразный и свободный от подражания кхмерский гений.
Основателем Ангкорского государства считается Джаяварман II. Этот правитель был потомком плененного когда-то яванцами представителя кхмерской королевской династии. Вернувшись на родину предков, он принес с собой учение о короле-боге — «деварадже». Провозглашение собственной персоны «девараджей» Джаяварман II освятил религиозной церемонией (около 822 г.). Для отправления ее был приглашен ученый брахман. Король-бог стал носителем титула монарха вселенной— «чакравартина». Ритуал церемонии символизировал освобождение Камбоджи от яванских правителей, вассалом которых она, по-видимому, являлась в течение нескольких десятилетий «смутного времени», до появления на политической сцене Джаявармана II. Одновременно была выдвинута идеологическая платформа для объединения вокруг божественной особы «чакравартина» кхмерских государств-княжеств.
КамбоджаУчение о короле-боге получило дальнейшее развитие при одном из преемников Джаявармана II — Индравармане. По его приказу на вершине специально насыпанной горы был построен первый в истории Камбоджи «храм королевского линга». Символ плодородия и одновременно символ короля-бога линга был установлен в центральной башне храма. С тех пор каждый новый король Ангкора, следуя доктрине о божественной сущности монарха, строил собственный храм линга. Воздвигались храмы на возвышенностях, и если не хватало естественных холмов, то для новых храмовых сооружений создавали искусственные насыпи. Строители ставили своей задачей максимально приблизить и внешний облик храмов к силуэту горы, ибо главной идеей архитектуры храмов было воспроизведение священной горы Меру. Подобно древнегреческому Олимпу, гора эта считалась обителью богов, с которой связывали свое происхождение короли Ангкора.
Расцвет Ангкорского государства и памятники кхмерского зодчества
Периодом наивысшего расцвета Ангкорского государства, ознаменовавшимся блестящими успехами во внешней политике, а также интенсивностью храмового строительства, было столетие — с середины X по середину XI в. Однако сооружение наиболее значительных из дошедших до нас памятников кхмерского зодчества относится к несколько более позднему времени.
При Сурьявармане I, утвердившемся на троне в 1011 г., определились границы столицы государства, совпадающие с сохранившейся до нашего времени стеной Камбоджасредневекового города-памятника, известного в литературе под именем Ангкор-Тхом, что в переводе означает «Великий город». В 1119 г. на престол вступил Сурьяварман II. При нем неподалеку от столицы и был выстроен прославленный храм Ангкор-Ват («Храм города»). По утверждению людей сведущих, это самое крупное религиозное сооружение, когда-либо возведенное руками человека. Ангкор-Ват грандиозен не только масштабами. Это шедевр очень интересной и самобытной архитектуры. Главный храм, квадратный в плане, увенчан пятью великолепными башнями. Самая обширная и высокая — в середине, четыре поменьше — по углам. Храм базируется на выложенном: гигантскими плитами постаменте тринадцатиметровой высоты, основанием для которого служит еще более широкая площадка. Храм — центр обширного архитектурного ансамбля, включающего множество больших и малых павильонов, мощеных внутренних двориков, бассейнов, мостиков и галерей. Основная часть храмового комплекса отделена от просторного мощеного двора длинной и высокой крытой галереей с башнями по углам. Стена галереи на всем ее протяжении испещрена вырезанными в камне барельефами на темы священной мифологии (кстати, и индусской, и буддийской), отполированным» до блеска прикосновениями рук верующих, убежденных, что это приносит счастье.
Китайские хроники сообщают, что башни Ангкор-Вата сверкали золотой облицовкой, а барельефы — многоцветным» красками. Время, тропические ливни и влажные ветры окрасили древние храмы в серо-сизую цветовую гамму.
КамбоджаНевиданного прежде размаха достигло строительство храмов при последнем из великих ангкорских монархов Джаявармане VII, вступившем на престол в 1181 г. При нем в центре вновь отстроенной после разрушительных войн столицы возвысилось беспримерное творение кхмерского гения — храм Байон, один из наиболее странных и фантастических памятников мировой архитектуры. Храм увенчан башнями в форме мифических голов. Разные источники называют разные цифры для определения числа башен — от 50 до 56. Пересчитать их сложно. Башни-головы, расположенные на разных уровнях, беспорядочно, на первый взгляд, теснятся одна к другой, и именно в этом своеобразная прелесть Байона. У каждой головы — четыре лица. С какой бы стороны храма вы не встали, он всегда обращен к вам своими лицами. И каждое улыбается. Улыбка, мудрая и таинственно-снисходительная, затаилась под опущенными веками продолговатых глаз, в углах растянутых губ.
Барельефы, вырезанные в камне наружных стен и лабиринтов Байона, интересны и ценны не только мастерством исполнения, но и убедительной достоверностью батальных и бытовых сцен. Это поистине страницы истории Камбоджи, застывшей в камне.
Культурное наследие Камбоджи
История империи кхмеров насыщена войнами за создание централизованного государства, за расширение его территории» и укрепление могущества. Заботясь об Камбоджаобеспечении безопасности внешних границ, кхмерские короли поддерживали дружественные отношения с Китаем. При дворе некоторых из кхмерских монархов подвизались китайские советники. Дружественными миссиями кхмерское государство регулярно обменивалось с Явой, индийскими государствами и соседними странами.
Торговые, политические и культурные связи с Индией, Китаем, Явой, а также народами, жившими в непосредственной близости от кхмерских границ, нашли отражение в области религиозных представлений, организации государства и государственного аппарата, строительства монументальных сооружений. При этом естественным образом веками отбиралось и воспринималось только то, что было органически близко кхмерам, приближалось либо совпадало с их мироощущением и в синтезе с собственно кхмерскими культурными формами становилось основой дальнейшего складывания культурного наследия камбоджийцев. Остальное отметалось.
Недолговечным, например, оказалось государство, созданное индийскими колонистами на кхмерской земле, известное в литературе под именем Фунань. Китайские хроники называет в качестве основателя государства индийского брахмана КамбоджаКаудинью, который «ввел индийские законы, обычаи и моды». Фунань возникла в нижнем течении Меконга, вокруг одного из крупнейших в Азии торговых морских центров. Эта приморская колония с экономикой, основанной на внешней торговле, и с рафинированной культурой, привнесенной из Индии и не пустившей прочные корни на местной почве, пала под натиском молодых кхмерских государств.
Но прежде чем эти государства объединились в сильную и могучую кхмерскую империю, включившую в свои пределы также и многочисленные территории с некхмерским населением, был пройден долгий и сложный путь ее становления. Бывали периоды, когда империя распадалась на несколько враждующих между собой княжеств. И тогда надолго воцарялась анархия… Страна подвергалась нашествию малайской армии, оказывалась под властью Явы, в более позднее время защищалась от набегов тайских племен. Династические войны и династические браки, нескончаемые распри между соперничавшими группировками правящего класса, заговоры в армии и военные путчи, восстания измученного войнами, поборами и непосильными трудовыми повинностями населения потрясали кхмерское общество.
Религия
Не последнюю роль в политических коллизиях всегда играла религия. Принято Камбоджаговорить об исключительной веротерпимости кхмеров. Известны исторические факты мирного сосуществования в Камбодже в течение долгого времени индуизма и буддизма, сохранение в неприкосновенности культовых сооружений и изображений различных богов, когда одна религия сменялась другой. Яри Яшовармане I (889—900), названном в надписях покровителем религий, были основаны сотни монастырей: шиваитских, вишнуитских и буддийских. Однако религиозный фанатизм можно разжечь на религиозных настроениях, так же как и на национальных чувствах, можно сыграть, если это оказывается выгодным той или иной группе в правящих кругах. И такое порой случалось в истории кхмеров.
Индийские миссионеры принесли в Камбоджу индуизм. И первое крупное государство на территории Камбоджи (Фунань) историки называют индусским. Поначалу утвердился шиваизм (один из основных толков индуизма) — поклонение богу-разрушителю Шиве. Несколько позже кхмеры познакомились с вишнуизмом (Вишну — бог-созидатель). В результате на местной почве благополучно прижилось интересное явление — соединение двух главных толков индуизма в одном культе — хари-хара. Статуя Харихары — изображение двух богов, противоположных по сути, но соединенных в одном теле.
КамбоджаДовольно рано пришел в Камбоджу и буддизм, также принесенный из Индии. И индуизм, и буддизм в качестве одной из главных своих доктрин восприняли и освятили культ девараджи — короля-бога, что во многом определяло веротерпимость монархов. Высшее духовенство пользовалось большим влиянием при дворе. Интересно при этом отметить, что, например, при Раджендравармане II (944—968) главным министром государства был шиваитский брахман — духовный наставник короля. В то же время влиятельной фигурой был министр-буддист, который руководил основными строительными работами.
Однако для начала нового тысячелетия уже характерна борьба между представителями разных религиозных течений. Речь шла не об утверждении того или иного вероучения. Это была верхушечная борьба за власть, для достижения которой в качестве щитов использовались и буддизм, и шиваизм, и вишнуизм. Любопытно, что при короле Джаявиравармане (1002— 1006) буддистские и вишнуитские фамилии действовали заодно, стремясь покончить с засильем при дворе старинных шиваитских родов. В 1006 г. власть узурпировал Сурьяварман I. Его победа была облегчена тем обстоятельством, что его родина (он происходил из одного из царств на Малайском полуострове) была центром буддизма махаянистского толка («Большая колесница») и сам он был ревностным буддистом. Это обеспечило Сурьяварману I поддержку части ангкорской знати. Однако, укрепившись на троне, он проявил большую терпимость, стремясь найти сторонников и среди бывших противников — приверженцев шиваизма.
После смерти Сурьявармана I начался период шиваитской реакции, отмеченный серьезными восстаниями в армии, возглавлявшимися крупными военачальниками. В последующие годы в обстановке политической неустойчивости и возраставшей конкуренции со стороны буддизма шиваитская знать, временно укрепившая свои позиции, постаралась закрепить и документально оформить свои права. Эпиграфические памятники этого времени содержат родословные знатных шиваитеких родов.
КамбоджаМогущественный король Сурьяварман II (1119—1150) был вишнуитом. Величественный Ангкор-Ват, построенный при нем, был посвящен культу Вишнураджа (король несколько видоизменил культ девараджи). Предметом поклонения в этом видоизмененном культе стал сам король — земное воплощение бога Вишну. В центральном святилище храма вместо линга была помещена золотая статуя Вишну.
Последний из великих ангкорских королей, Джаяварман VII, исповедовал буддизм. При нем достигла своего апогея аристократическая разновидность буддизма — Махаяна, абсолютизировавшего культ короля-бога. Свою деятельность Джаяварман VII во многом подчинил идее достижения состояния нирваны и превращения в бодхисаттву — святого. Знаменитые улыбающиеся маски на башнях храма Байон изображают бодхисаттву Авалокитешвара, или, точнее, самого Джаявармана VII. В главной башне Байона была помещена пятнадцатиметровая статуя Будды, лицу которого также были приданы черты правителя.
После Джаявармана VII в качестве реакции на чрезмерное возвеличение королем собственной особы на короткое время снова восторжествовал индуизм. Ряд статуй Будды были изуродованы и превращены в линги, многие разбиты. Это едва ли не единственный пример крайней религиозной нетерпимости в Камбодже. Как правило, статуи Будды и богов индусского пантеона мирно соседствуют в храмах Ангкора, а на барельефах перемежаются сцены из индусской мифологии и картинки из жизни Будды.
КамбоджаВ Камбодже утвердился в конце концов все же буддизм. Но не махаянистского, а хинаянистского толка. Хинаяна считается более демократическим вариантом буддизма, более близким по утверждению теологов к первоначальному учению Будды.
Хинаяна обрела в Камбодже некоторые черты, отличающие от Хинаяны, распространенной на Цейлоне и даже в соседних странах, например в Таиланде и Лаосе. В этом смысле ее можно считать явлением национальным. Так, камбоджийские буддисты не зависят от какого бы то ни было иностранного духовного владыки. Номинальным главой буддизма в Камбодже считался король. Но и он не имел права менять что-либо в буддийских доктринах по своему усмотрению.
Хинаяна явилась своеобразной формой религиозно-реформаторского движения, начавшегося сразу после смерти Сурьявармана II. В движении этом вылился протест широких слоев населения против бесконечных, все чаще (на закате Ангкорской империи) неудачных войн, тяжких трудовых повинностей и поборов в связи с грандиозным храмовым строительством. Хинаяну раннего периода можно считать поэтому проявлением кризиса культа девараджи, достигшем апогея в буддизме Махаяны.
КамбоджаБуддийские монахи в Камбодже
Поджарые фигуры бритоголовых буддийских монахов — бонз, или пхикхо (от санскритского «бхиккху» — «нищий»), — задрапированные в шафранного цвета плащи, в наши дни можно встретить повсюду в Камбодже. Живут пхикхо при пагодах — культовых сооружениях. Стены пагод покрыты штукатуркой и окрашены в кремовый цвет. Здания увенчаны черепичными крышами с приподнятыми, изогнутыми и заостренными углами. В этом же архитектурном стиле построен на набережной Меконга королевский дворец в Пномпене. Судя по изображениям на ангкорских барельефах, примерно так же выглядели королевские дворцы и палаты. Строились они, как и вообще все жилища смертных, из дерева. Из камня возводились только святилища, крепостные стены да мосты, украшенные скульптурными балюстрадами.
Все имущество пхикхо — кусок оранжевой ткани, в который он заворачивается и с которым не расстается ни днем, ни ночью; сандалии, представляющие собой подметку с перепонкой для большого пальца, да котелок или, скорее, чаша для пищи. Пхикхо кормятся подаянием. Ранним утром с довольно вместительной чашей под полою обходят они дома негласно закрепленных за их пагодой кварталов. Подать пхикхо — богоугодное дело. Миряне кормят их охотно и обращаются с пхикхо почтительно. Принимать пищу можно дважды в день до наступления темноты. Вообще жизнь пхикхо регламентирована множеством правил, разработанных до мельчайших деталей, но основанных на пяти принципиальных заповедях: не убивай, не воруй, не прелюбодействуй, не лги и не пей возбуждающие напитки. Пхикхо должен стремиться сделать за день не меньше четырех добрых дел.
КамбоджаКороль Джаяварман VII, одержимый идеей благотворительности, осуществление которой сулило ему преображение в святого, строил больницы, приюты для убогих, постоялые дворы. Рядовые пхикхо в наши дни обучают начаткам грамоты детей бедняков в специально для них созданных школах при пагодах, лечат, дают мирянам советы, участвуют в организации, взаимопомощи во время полевых работ.
Широко и постоянно общающееся с населением буддийское духовенство, чей авторитет в полуфеодальной стране непререкаем, — огромная сила. Именно оно несет в массы не только религиозные, но и социальные и политические идеи.
К совету пхикхо прислушиваются и потому, что это стало традицией, и потому, что они лучше, чем кто-либо, осведомлены о насущных нуждах населения, среди которого живут. Параллельно с государственной системой народного просвещения существует мощная, тщательно продуманная и хорошо организованная сеть буддийских просветительных учреждений: от начальных школ при пагодах, где мальчиков обучают писать и считать, а также читать религиозные тексты Хинаяны, написанные на древнейшем из среднеиндийских языков — пали, до университета, где помимо пали изучают еще и санскрит, а также различные философские системы, ибо и буддизм Хинаяна считает не религией, а философским учением.
Камбоджийцы не тяготятся своей религией. Хинаяна не мешает естественному течению жизни, не отвлекает от повседневных дел сложной культовой обрядностью. Она базируется во многих своих доктринах на обычном праве и поэтому как бы сливается с жизнью, не навязывая трудновыполнимых обязательств, гибко приспосабливаясь к действительности. Хинаяна легко приемлется, а носители этой религии — пхикхо близки и понятны самым широким слоям населения еще и потому, что в течение своей жизни практически каждый мужчина от нескольких месяцев до нескольких лет проводит в среде нищенствующей монашеской братии (продолжение статьи «Камбоджа»).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *