Оман – Туристическая изюминка Азии
В административном отношении Оман делится на 59 районов, которые управляются назначаемыми султаном «вали». В каждом районе есть судья — «кады», который ведет судопроизводство в соответствии с мусульманским правом — шариатом. Судьи назначаются также султаном, которому подчиняется и Верховный суд в г. Маскат.
Пятьдесят девять районов объединяются в 11 провинций (во главе которых ранее стояли представители султана — эмиры). Провинция Дофар, долгое время являвшаяся личной вотчиной султана Маската, считается районом, пользующимся правом автономии. В таких более крупных городах, как Маскат, Мэтрах, Салала, Сухар, имеются муниципалитеты.
Население
Приблизительная численность Омана — 4 млн человек. Все население можно условно разделить на четыре группы: жителей побережья, горные племена Хаджара, бедуинов пустынь и полупустынь и жителей Дофара.
Самый населенный район — Эль-Батина. Там в небольших деревнях у гор и рыбацких поселках у морского побережья живет около 750 тыс. человек. Население Эль-Батины весьма разнообразно. Кроме арабов (многие из которых имеют примесь негритянской крови) здесь живут белуджи, чьи предки, получив разрешение правителей Маската, эмигрировали сюда с противоположного берега Оманского залива, индийцы и пакистанцы.
Выходцы из Индии делятся на две группы: банка и хаваджи. Баниа прибыли на побережье Омана и Персидского залива из приморских городов Западной Индии.
Группа хаваджи представляет собой более многочисленную, чем баниа группу выходцев из Западной Индии. В отличие от баниа хаваджи проповедуют мусульманскую религию и занимаются кроме розничной торговли в основном ремеслом: строят суда, изготавливают посуду, ткут ковры. Большая часть хаваджи прибыла из Гуджерата в Индии. Наиболее крупная колония хаваджи находится в городе Мэтрах.
В конце XIX века индийские торговцы, пользуясь поддержкой англичан, и султана Маската, смогли сосредоточить в своих руках значительную часть внешней торговли страны, банковских операций и морских перевозок. В последнее время правительство Омана предпринимает шаги по «оманизации» экономики, однако влияние и вес индийских торговцев все еще остается весьма значительным.
Множество деревень Эль-Батины населены чистокровными неграми, ведущими свое происхождение от рабов, завезенных с о. Занзибара оманцами, которым принадлежит сомнительная честь называться первыми в истории работорговцами.
Колонизация Оманом восточного побережья Африки открыла перед оманскими моряками и торговцами, бороздившими Индийский океан, широкие возможности по организации торговли живым товаром. В начале XIX века Маскат был самым большим рынком африканских рабов. Правители Маската получали от этой торговли определенную прибыль и поэтому не только поощряли, но даже принимали активное участие в ней. Стоимость рабов на рынках Маската была различной. Африканский раб стоил от 20 до 60 талеров, а мальчик-невольник — от 15 до 30 талеров. В 1840 году евнух из Судана продавался в Персию за 200—300 серебряных талеров Марии Терезии, девушка из Эфиопии — от 60 до 200 талеров, мужчина из Эфиопии — от 50 до 150 талеров. В 1870 году, несмотря на ряд султанских декретов, запрещавших
работорговлю, невольники продолжали поступать в Оман и тайно переправлялись в другие страны. В Омане в XIX веке насчитывалось от 15 до 50 тыс. рабов. Мужчины-невольники работали слугами, на полях и матросами. В некоторых случаях невольники по своему положению напоминали римских вольноотпущенников, которые жили отдельно от хозяина, часто семьями, работали по найму и передавали своему хозяину часть своего заработка. Женщины, как правило, были служанками и наложницами.
В настоящее время негры приняли мусульманство и сейчас говорят только на арабском языке.
Население Мусандамского полуострова относится в большинстве своем к племени шаха, которое отличается своим говором, представляющим смесь арабского языка и фарси, своеобразными обычаями и культурой. Существует предположение, что это арабское племя, переселившееся еще в древности с иранского берега Персидского залива.
Население внутреннего Омана сложилось под влиянием двух больших волн миграций арабских племен из Йемена и Северной Аравии. Им соответствуют племенные союзы хинави и гафири. Все члены племенной группировки хинави придерживаются ибадитского толка мусульманской религии, среди гафири имеются и сунниты. Эти племенные союзы всегда отличались крайней независимостью и враждебностью к султану Маската и английским колонизаторам. Племенные отношения, непререкаемый авторитет шейхов, влияние религиозных проповедников, слабое приобщение к современной жизни — таковы характерные черты социальных отношений во внутренних районах Омана.
Бедуинские племена, как и жители горных районов Омана, в отличие от жителей побережья более замкнуты, суровы и независимы.
В Дофаре живет около 200 тыс. человек. Часть его населения сходна с населением соседних районов Йемена. Там обитают представители племен махра и касири. Жители прибрежных районов Дофара издавна занимаются морским промыслом, а население соседних гор — разведением скота.
Официальным языком Омана считается арабский язык. Однако в различных районах страны существует несколько местных говоров. Так, жители прибрежного Омана говорят на арабском языке с большой примесью слов из хинди, фарси и английского языка. Это объясняется тем, что население данных районов издавна поддерживало связи с внешним миром, что не могло не отразиться на их говоре. Население внутренних районов Омана говорит на языке, близком к классическому арабскому языку.
Наиболее интересен говор провинции Дофар. Хотя в Дофаре употребляется, как и в других частях Омана, арабское письмо, произношение настолько отличается от принятого в арабском классическом языке, что жителю другого района страны трудно понять речь дофарца.
Жизненный уровень населения Омана, несмотря на рост поступлений в казну доходов от нефти, продолжает оставаться довольно низким. Жизненный уровень бедуинов еще ниже. В засушливые годы кочевники приходят в земледельческие районы, без поддержки жителей которых они обречены на смерть. Несколько выше уровень жизни населения плодородной Эль-Батины. Сравнительно высок уровень жизни у рабочих и служащих нефтяных компаний.
Хозяйство
Оманцы считаются большими специалистами по выращиванию финиковых пальм. В стране насчитывается около 5 млн пальм двухсот сортов. Пальма не нуждается в постоянном уходе, и лишь в самое жаркое летнее время, когда созревают финики, можно видеть мужчин, карабкающихся по ребристому двадцатиметровому стволу пальмы, чтобы срезать гроздь фиников. На полях, где выращивают остальные культуры, в основном работают женщины.
Плодородные земли центральных районов и Эль-Батины являются основной базой сельскохозяйственного производства в Омане.
Путем расширения искусственного орошения во внутренних районах, особенно вдоль западных отрогов хребта Хаджар, можно увеличить площадь обрабатываемых земель страны в три раза — с 36 до 110 га. В Дофаре, в районе гор Кара, есть большие потенциальные запасы подземных вод, которые могут быть также, использованы для подъема сельского хозяйства.
Принимаются меры по интенсификации сельскохозяйственного производства: в Румайсе, Сохаре, Назве и Вади Курият созданы земледельческие хозяйства, где применяются удобрения и высокоурожайные семена, ведется борьба с болезнями лимонов и финиковых пальм. Во внутренних районах Омана финиковые пальмы подвержены болезни, называемой «матак», в результате которой полностью гибнет урожай. На лимонные сады Эль-Батины нападает насекомое, которое уничтожает листву. Борьба с сельскохозяйственными вредителями напоминает военную кампанию — опрыскивание садов и плантаций финиковых пальм ведется с помощью армейских самолетов.
Оманцы занимаются кочевым скотоводством, разводят главным образом верблюдов, коз и овец.
Прибрежные воды Омана богаты рыбой, и оманцы, имеющие богатые морские традиции, активно занимаются морским рыболовством и даже экспортируют рыбу. В г. Эс-Сохаре есть фабрика по переработке рыбы.
Аграрные отношения в сельском хозяйстве определяются существованием значительных феодально-племенных пережитков. Для внутренних районов страны характерно крупное землевладение и мелкое землепользование. Шейхи племен, представители администрации и мусульманского духовенства владеют большей частью обрабатываемых земель, сдают их в аренду и частично используют наемный труд. На побережье плодородной Эль-Батины имеются принадлежащие бизнесменам фермерские хозяйства. В целом следует отметить, что мероприятия правительства по подъему сельского хозяйства не затрагивают сложившихся аграрных отношений в Омане.
Имеются сведения о залежах марганца, хромитов, медных и железных руд, асбеста. В различных районах страны имеются выходы соли, а в окрестностях г. Сур — каменного угля. Наиболее перспективными считаются месторождения марганца.
Первые обнадеживающие результаты разведки на нефть в Омане были получены к началу 60-х годов. После многих неудачных попыток в 1964 году в Фахуде было открыто крупное месторождение нефти.
Для экспорта добываемой в Фахуде нефти в 1967 году было завершено строительство нефтепровода к порту Аль-Фахаль близ г. Матрах на побережье Оманского залива. Его протяженность составила 250 км. Первоначальная пропускная способность нефтепровода — 7 млн т в год — была увеличена в результате повышения мощности насосных установок. Нефтяной причал, построенный в порту Аль-Фахаль, оборудован погрузочной системой.
Себестоимость оманской нефти считается довольно высокой. Существует мнение, будто бы общие запасы нефти на территории страны и континентальном шельфе могут приближаться к запасам нефти соседних стран Персидского залива. Однако компании, работающие в Омане, подчеркивают, что перспективы развития добычи нефти в стране при наличии открытых сегодня скромных запасов и сложной геологической структуре месторождений делают Оман далеко не похожим на другие нефтедобывающие страны Персидского залива. Геологи нефтяных монополий утверждают, что в Омане возможно в будущем открытие лишь небольших месторождений, эксплуатация которых будет обходиться довольно дорого.
Культура и обычаи
Женская одежда также не отличается большим разнообразием. И бедные и богатые женщины носят длинные, до щиколотки, панталоны, расшитые снизу, причем богатство орнамента зависит от состояния владелицы. У женщин из бедных семей панталоны книзу несколько сужаются, чтобы не мешать повседневной работе. Поверх одевается длинное платье темной расцветки, а на голову — головной убор, похожий на сложную чалму, называемый в разных районах по-разному. Чадру, заимствованную арабами у персов и называемую здесь «батуля», все еще продолжают носить в Омане, особенно женщины из состоятельных семей, как на побережье, так и во внутренних районах страны. Они же носят и абу, которая у простых женщин заменяется куском цветастой ткани, набрасываемой иногда и на голову.
Основными продуктами питания оманцев являются рис, называемый здесь «иш», рыба, финики и в меньшей степени мясо, преимущественно козлятина. Рыбу готовят с соусом или в бульоне с добавлением пряностей и перца.
В бедных семьях рацион состоит, как правило, из риса, приправленного маслом и сухим акульим мясом. Более состоятельные люди, хотя и не перенимают европейские обычаи, тем не менее стараются подражать индийцам и европейцам в приготовлении пищи, крепко приправляют ее перцем и специями, употребляют мясо и сладости. Очень распространено употребление чая — красного или с молоком, который, как правило, употребляется утром на завтрак. В целом следует отметить, что строгая умеренность в еде является, пожалуй, наиболее характерной чертой быта оманцев.
Курение табака довольно распространено, хотя в прошлом на это существовали строгие ограничения. Как правило, простые оманцы курят самокрутку — «ляффа», приготавливаемую из тонкой бумаги и импортного табака. Широко распространено, особенно среди лиц пожилого возраста, курение кальяна. Кальян в богатых семьях называется «мидвах» и представляет собой сделанное из меди сооружение с длинной трубкой. Среди народа распространено курение «джадв» — кальяна, изготовленного из скорлупы кокосового ореха.
В Омане продолжает сохраняться арабская система исчисления времени — отсчет часов идет с 6 часов утра. Поэтому 8 часов соответствует 2 часам по местному времени. Оманцы обедают в 10 часов утра и ужинают перед заходом солнца. Развитие контактов с внешним миром приводит к тому, что подобная система исчисления времени постепенно забывается и, по-видимому, скоро будет отменена, как это было сделано в Саудовской Аравии.
Особенности повседневной жизни и духовной культуры являются в целом сходными для всех прибрежных районов Аравии. Почитание гостя, готовность принять его в Омане так же велики, как и среди жителей других стран этого района. Уважение старших в семье граничит с беспрекословным повиновением им. Сын никогда не перечит отцу, не курит в его присутствии и, даже женившись, приводит свою жену и детей в дом отца. Здесь существует своеобразная форма приветствия. Встретившись на улице, два близких человека касаются друг друга кончиками носа.
Если вы оказались гостем состоятельного оманца, вас проведут в специальную комнату для приема гостей и предложат прежде всего «фавваля», т. е. фрукты, консервированные или свежие в зависимости от сезона, печенье и местные сладости. Наиболее известным считается «халява оман», т. е. «оманская халва», приготавливаемая из крахмала, сахара, жира и пряностей. На обед могут подать рис, козленка или барашка, называемых «забиха», различные специи и «салуна», т. е. крепкий бульон или соус, и иногда похлебку «сарид». В Омане запрещено употребление спиртных напитков. Во время обеда пьют охлажденную воду, в которую предварительно бросают кусочки благовоний и пряностей, а после обеда — черный арабский кофе без сахара. После обеда, который сервируется на полу, по кругу пускается курильница, в которую на угольки бросают несколько кусочков ладана или мирры.
Культурная жизнь в Омане в основном сосредоточена в различных культурных и спортивных клубах, объединяющих лиц одной профессии или по принципу местожительства. Иногда в домах шейхов или крупных предпринимателей центральных горных районов по случаю религиозных праздников, свадеб или знаменательных дат в истории племени или города собираются местные музыканты и поэты. В городах побережья имеются группы профессиональных танцовщиц и танцоров из числа лиц африканского происхождения, которые под звуки барабана, тростниковой дудочки и бубна исполняют танцы, сложившиеся иод сильным влиянием негритянского ритма и танца. Широко распространен музыкальный инструмент, похожий на большую мандолину, называемый во всех арабских странах «уд».
Интересны свадебные танцы, которые отличаются зависимости от местности и национальности исполнителей. На арабской свадьбе, где мужчины и женщины собираются, как правило, в отдельных помещениях, танцуют бедуинский танец с саблями, который исполняют девушки в центре большого круга. Этим танцем они хотят показать, что любовь между мужчиной и женщиной должна быть чистой, как лезвие клинка, без ржавчины и всегда молодой и острой. Танцы белуджей исполняются вместе мужчинами и женщинами, подпрыгивающими в воздух в такт ударам барабана. Особенно интересна свадебная процессия, когда молодые люди отправляются за невестой. Эта процессия растягивается по всей улице; впереди ее идет, пританцовывая, один из товарищей жениха. Во внутренних районах, где еще сильны бедуинские традиции, танцуют «айяла», — военный танец: мужчины становятся в круг с ружьями в руках и в тот момент, когда удары барабана достигают наибольшей силы, высоко над головой подбрасывают ружья и ловко их ловят.
Подписание брачного контракта происходит в присутствии шариатского судьи. Этот документ представляет собой сухой перечень обязательств и вещей, которые передаются семье невесты, и похож скорее на деловую бумагу, чем на документ, определяющий судьбу двух людей.
Оманские женщины выделяются своей красотой и пригожестью. Ведь значительная часть населения Омана сложилась под сильным йеменским влиянием, а женщины Йемена считаются очень красивыми.
Каждый мужчина в Омане, молодой или старый, предпочитает жениться на девушке. В первую брачную ночь собравшиеся родственники тихо сидят у дома молодых, если дело происходит в деревне или городе, или у бедуинской палатки. Первая брачная ночь называется «лейлатуль дахла», т. е. «ночь вхождения». Считается обязательным, чтобы невеста кричала в первую ночь, что свидетельствует о ее непорочности и чести и, с другой стороны, является залогом крепкого и сильного потомства. «Лучшие и самые крепкие сыновья рождаются от сопротивляющихся женщин», — говорят оманцы.
Иногда случается, что жених не может в первую ночь выполнить свои супружеские обязанности. Это может послужить поводом для развода, причем в этой ситуации инициативу берет семья невесты, доказывающая, что жених «оказался немужчиной». В этой ситуации «махр» остается у семьи невесты и рассматривается как компенсация за своеобразный моральный ущерб.
Хотя развод в Омане, как и в других странах Востока, в основе законодательства которых положено мусульманское право, оформляется довольно просто, однако в стране сравнительно мало разведенных женщин. Согласно нормам мусульманского права, мужчина обязан содержать свою разведенную жену и своих детей, если они останутся жить с нею. Поэтому развод накладывает на мужчину тяжелые финансовые обязательства, о чем он, безусловно, знает. Разведенные и вдовые женщины в Омане, как правило, быстро вторично выходят замуж.
Многоженство в Омане не запрещено законом, однако лишь очень богатые люди имеют нескольких жен. В Омане нет гаремов, хотя богатый чиновник, шейх или бизнесмен может иметь кроме законной жены еще и наложницу. Наложницами, как правило, бывают негритянки («черная кожа которых сохраняет прохладу даже в жаркое лето», как говорят оманцы).
Участь женщины в Омане, особенно если она из бедной крестьянской и бедуинской семьи, не проста. Ей приходится работать сначала на отца и братьев, а затем на мужа. Она нянчит детей, готовит пищу, носит воду, разбивает палатку в пустыне. Ее могут передать в качестве выкупа враждующей семье или племени, а в случае ослушания и попытки соединить судьбу с полюбившимся мужчиной — лишить жизни.
Рождение ребенка, особенно мальчика, является большим событием и празднуется как крупное семейное торжество.
Национальные меньшинства, живущие в Омане, как правило, сохраняют свои обычаи и религиозные обряду. Смешанные браки чрезвычайно редки даже, в многонациональных портовых городах, хотя в целом население прибрежных районов более динамично, быстрее впитывает все новое и передовое. Арабы, жители прибрежных городов, стоящих «лицом к морю», издавна общались с далекими заморскими странами, прежде всего с Индией, Ираном, Индонезией, Восточной Африкой, где до настоящего времени существуют богатые арабские колонии. Поэтому в архитектуре, костюмах, народном орнаменте и даже в характере людей, более открытом и общительном, сказались эти активные связи. Жилые дома на побережье Омана в отличие от кочевых районов, примыкающих к Руб-эль-Хали, где жилищем бедуинам служит шерстяной шатер или примитивный навес из кустарника, напоминают индийские дома. Фута изготавливается из индонезийского батика, повторяет принятый в Индонезии орнамент и рисунок.
Оман делает первые шаги к современной жизни, преодолевая пережитки племенных отношений и условности, характерные для учения секты ибадитов и ее последователей. Сопротивление всему новому очень сильно, социальная мобильность довольно низка. Здесь играют свою роль и социальное происхождение, и отсутствие возможностей получить образование, и система государственного управления, сосредоточенная в руках консервативных вали, религиозных судей и шейхов.
Государственная система образования, возникшая в Омане раньше, чем в других странах Персидского залива, долгое время была весьма консервативной и состояла из нескольких религиозных школ, в основу программы которых было положено изучение Корана и начальные знания по арабскому языку и арифметике. Программа не была увязана с существующими школами начальной ступени в других арабских странах, и молодые оманцы, которым посчастливилось выехать за рубеж для получения среднего образования, испытывали там большие трудности. Сегодня в стране много государственных вузов.
До определенного времени в Омане не было государственных больниц. Нефтяная компания имела свою больницу в Мина аль-Фахаль. Подобное положение с системой здравоохранения не способствовало успешной борьбе против трех наиболее распространенных заболеваний — малярии, туберкулеза и трахомы. Были предприняты определенные шаги по развитию системы здравоохранения. Сегодня недостатка в медучреждениях нет.
Города и достопримечательности
Различие природных условий и занятий населения наложило свой отпечаток на облик городов и деревень Омана.
Каждый путешественник, прибывающий в Оман морем или на самолете, купив авиабилет, попадает прежде всего в Маскат — главный порт и воздушные ворота страны. Маскат является своеобразной визитной карточкой Омана: голубые волны моря набегают на белый песок глубокой тихой лагуны, которую окаймляют черные скалы, обрывающиеся в море. Само название города «Маскат» переводится с арабского как «место падения».
Достопримечательностью Маската являются два форта, построенных португальцами на господствующих над городом скалах с целью защиты его от нападения с моря.
Форт Мирани построен в 1588 году по личному указанию португальского короля Филиппа Длинного. Эту крепость до настоящего времени иногда называют Капитао, возможно от португальского «капитано». На стене Мирани, обращенной в сторону моря, и сейчас находится старая медная пушка, оставленная португальцами, которая по старой морской традиции приветствует заходящие в порт корабли. Напротив Мирани находится другой старинный форт — Джилали, построенный в 1587 году. Долгое время форт Джилали являлся султанской тюрьмой.
Между двумя португальскими фортами, отстоящими друг от друга на расстоянии 800 метров, тянется невысокая стена, окаймленная рвом. За стеной расположен г. Маскат — столица Омана (около 750 тыс. жителей). В городской стене трое ворот. Главные ворота — самые большие; в свое время только через них могли попасть в город повозки. Малые ворота используются пешеходами и для прогона скота, потому что они ведут прямо на «сук» — городской рынок. Третьи ворота, именуемые Баб аль-Масаиб, находятся около форта Мирани. Неподалеку от них на берегу моря располагаются небольшие мастерские для строительства деревянных судов и причал, через который до 1972 года поступали все импортируемые в Маскат товары. В связи с увеличением числа автомашин и ростом интенсивности уличного движения были пробиты в городской стене четвертые ворота.
Архитектура Маската представляет собой смешение стилей. Трех-четырехэтажные дома имеют зарешеченные балконы, толстые каменные стены и плоские крыши. К числу наиболее фундаментальных зданий (построенных в XIX веке) относятся дом, в котором разместился губернатор Маската и находящееся на небольшом мысу, вдающемся в море, красивое здание английского посольства.
Рост численности населения города, развитие городского хозяйства и транспорта вынуждают местные власти проводить реконструкцию старого города. Под скребками бульдозеров и катками дорожных машин разрушаются многие старые дома, бывшие свидетелями прошлого Масхата, прокладываются новые улицы и коммуникации, строятся административные здания. Ведь Маскат стал столицей страны, которая ранее не имела современного управленческого аппарата, и вся администрация умещалась в нескольких комнатах султанского дворца.
За пределами стен старого Маската быстро строитсй и развивается новый город, куда переместились банки и конторы различных компаний, где выросли современные жилые дома.
В Маскате полсотни мечетей, однако в отличие от Каира или Багдада их существование обнаружить весьма нелегко. Ибадиты в основу своего учения положили кроме всего прочего стремление к упрощению обрядов мусульманской религии, возвращение им той простоты, которая существовала при пророке Мухаммеде. Поэтому ибадитские мечети не имеют минаретов и украшений. По пятницам в мечети спешат на молитву многочисленные горожане, среди которых, однако, не встретишь женщин. Женщины молятся либо дома, либо в специальных мечетях, хотя по ибадитскому вероучению посещение мечети вместе с мужчинами им не запрещается.
В четырех километрах на север от Маската расположен г. Матрах; туда через узкий пролом в горах ведет из столицы шоссейная дорога. Город Матрах, как и Маскат, окружен стеной, ворота которой до недавнего времени закрывались с наступлением сумерек. Количество жителей в этом городе почти в два раза превышает население Маската. И это понятно. Здесь рядом с открытым в 1972 году аэродромом находится огромный военный лагерь, где размещаются штаб армии султана и коттеджи высокопоставленных офицеров. Помещения штаба и жилые дома офицеров выглядят не менее импозантно, чем резиденции министерств и даже дворец султана. Такое внимание к армии со стороны правительства Омана вполне понятно. В Омане, как это имеет место в некоторых других подобных странах, армия в качестве наиболее организованной силы при отсутствии сильной администрации берет на себя выполнение иных, не связанных с ее прямыми обязанностями задач. Армия осуществляет поддержание внутреннего порядка, воздушные перевозки, доставку продовольствия в глубинные районы страны и даже борьбу с сельскохозяйственными вредителями.
Города Маскат, Матрах, Эс-Сиб, Бушир и расположенные между ними деревни в настоящее время слились фактически в один город и управляются одним муниципалитетом. Над г. Матрах возвышается португальская-крепость, охранявшая когда-то город, который был перевалочным пунктом торговли между внутренним Оманом и заморскими странами. Слово «матрах» представляет собой сокращение фразы «макян хатт ар-рихаль», что можно перевести как «место, где останавливались караваны». Эти караваны, загруженные товарами, шли через горы из внутреннего Омана по Вади до морского побережья.
В позднее средневековье, когда Оман достиг вершины своего морского могущества, некоторые приморские деревни стали торговыми центрами. Одним из них является Кальхат, расположенный в 120 км на юг от Маската в 20 км к северу от города Сур. Средневековый арабский путешественник Ибн Батута, посетивший в 1324 году города Сур и Кальхат, посвятил им несколько восторженных строк.
Город Сур в прошлом был главным портом Омана и центром торговли с Восточной Африкой. Жители Сура поддерживали тесные контакты с внутренними районами Омана и не раз в истории страны тайно или явно поддерживали внутреннюю оппозицию султану Маската и англичанам. Путешественник, который сегодня проделает в течение десяти часов путь от Маската до Сура на автомашине высокой проходимости, вряд ли поверит, что Сур когда-то соперничал с Маскатом по своим торговым связям с заморскими странами и был центром работорговли. Раскинувшийся на песчаном пологом берегу, без единого дерева и травинки, где находится лишь несколько колодцев с мутной водой, Сур представляет незавидное зрелище.
Город Эс-Сиб был когда-то вторым после Маската центром судостроения в Омане. Оманцы строили в прошлом суда — «багила» из крепкого тикового дерева, доставляемого из Индии. Самое большое судно, построенное оманцами и увиденное впервые европейцами, достигало 60 метров в длину и 15 в ширину, имело водоизмещение 200 тонн и могло перевозить до 400 человек. Обычно же строились суда водоизмещением 10 тонн, длиной всего 10 метров. В городе Эс-Сибе и сейчас живут потомственные «нохоза», как называют здесь на индийский манер капитанов, которые водили корабли в Восточную Африку, к устью Шатт эль-Араба и Малабарскому берегу Индии.
От города Эс-Сиб на север до границ с Объединенными Арабскими Эмиратами протянулась плодородная равнина Эль-Батина, населенная земледельцами, которые одновременно являются и рыбаками. Поездка по побережью Эль-Батины — одно из самых впечатляющих путешествий, которые можно совершить в Омане. Дорога, извиваясь между пальмовыми рощами, насаждениями лимонных деревьев и зелеными полями клевера, внезапно вырывается на берег и идет мимо рыбацких деревень, едва не задевая лодки и развешанные для просушки сети. Дома земледельцев и рыбаков здесь строятся из пальмовых циновок, называемых «брасти». Для рыбной ловли используют «шаш» — лодку из пальмовых веток.
Сады и поля Эль-Батины орошаются с помощью подземных каналов — «фаладжей». Сооружаются они следующим образом. На западных отрогах гор находят источник, очищают его и проводят от него подземный канал глубиной до 6 метров к тому месту, которое следует оросить. По всей трассе канала на расстоянии от 18 до 45 метров друг от друга роются вертикальные колодцы, служащие для ремонта и очистки подземного канала, по которому вода самотеком идет к главному распределительному пункту, а оттуда уже на поля. Если на пути подземного водовода встречается понижение, то строится специальный акведук. Оманцы считают, что система фаладжей, возникшая впервые в древней Персии еще до нашей эры, была затем построена в Омане в период сассанидских завоеваний между III и IV веками н. э.
В стране три крупных сельскохозяйственных района, которые орошаются с помощью системы фаладжей. Все они расположены у подножия хребта Эль-Ахдар. Первый район находится близ города Эр-Рустак на восточной стороне гор. Второй район находится южнее, на стыке Эль-Ахдара и Восточного Хаджара, и третий — западнее Эль-Ахдара, между городами Назва и Ибри.
К открытым колодцам подземных фаладжей с утра до вечера тянутся за водой вереницы женщин с тяжелыми глиняными горшками или с жестяными банками. Здесь же многие купаются, моют посуду, стирают белье. Плантации финиковой пальмы орошаются из того же источника или подземного канала. Температура воды в фаладжах не опускается ниже 30°, однако купание в подземном канале приносит облегчение от гнетущей жары. Кроме того, оно поражает своей, необычностью: густая темнота, всплески воды, несущейся по подземному каналу, и круг голубого неба над головой производят необыкновенное впечатление.
Самый известный город внутреннего Омана — Назва, центр племени бени хина, древняя столица страны. Сегодняшняя Назва — семидесятитысячный город с каменными домами, раскинувшимися на склоне горы на высоте 630 метров. Над ними возвышается круглая башня старой крепости, построенная в 1670—1680 годах. Чтобы подняться на башню, которая имеет высоту 37 метров, а в поперечнике 50 метров, следует идти по лестнице, спиралью поднимающейся к вершине. Назва издавна славится своими ремесленниками — мастерами по серебру и меди. Здесь и сегодня можно купить кинжалы, являющиеся частью национальной оманской одежды, медные кофейники и котелки. Вокруг города на орошаемых подземными каналами землях зеленеют манго, огороды и поля клевера. Финики, выращиваемые вокруг Назвы, считаются одними из лучших в Омане.
В шести Километрах от города находится небольшая деревушка Эль-Фарак известная производством краски индиго. Здесь же сохранилась группа ткачей, которые на деревянных станках ткут длинные полотнища цветных тканей.
К западу от Назвы расположена небольшая деревня Хамра, населенная евреями, единственным национальным меньшинством внутреннего Омана. Террасированные поля близ их деревни засажены овощами и фруктовыми деревьями.
Город Бахла, лежащий в 30 км от Назвы, делит с ним славу древней столицы Омана. Он окружен полуразрушенной сегодня стеной, сложенной из обожженных кирпичей, в отличие от стен других городов, сложенных из камня. Большинство населения города работает на пальмовых плантациях, а также занято производством глиняной посуды. Жители целого квартала города заняты выделыванием горшков из добываемой поблизости глины. Посуду обжигают в небольших круглых печах. Эти горшки служат как для воды, так и для хранения зерна и риса.
Самым крупным городом Эз-Захиры, западных отрогов Эль-Ахдара, считается Ибри. Вместе с двумя слившимися с ним деревнями он насчитывает более сотни тыс. жителей. Сейчас раскинувшиеся вокруг города поля орошают, лишь два фаладжа, в то время как в прошлом их было двенадцать.
От Ибри на побережье к г. Эль-Хабура идет одна из четырех дорог, связывающих побережье с внутренними районами. Эта дорога считается самой короткой. Вторая связывает оазис Эль-Бурайми с городом Эс-Сохар на побережье, третья — Изки с Маскатом и четвертая — порт Сур с внутренними районами.
Феодальная раздробленность Омана приводила к тому, что тот или иной вождь племени или религиозный проповедник, провозглашенный своими единомышленниками имамом или султаном, избирал себе новую столицу. Поэтому во внутренних районах Омана несколько городов в разное время были центрами административной власти.
Административный центр Дофара — г. Салала окружен рощами Кокосовых пальм. Белый песок, пальмы, теплое море, роскошные отели, богатый мир пернатых придают городу своеобразный колорит и привлекает туристов.
Follow @Ticketsales_su